11 апреля 2019 г. Маршида Гибадулина, Евгения Иванова, Юля Иванова, Оля Кудашкина, Юля Крупнова – бакалавры 3 курса направления подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование» профиля подготовки «Специальная психология» выступили в качестве тренеров на мастер-классах на темы: «Насилие и стигматизация», «ИППП и гигиена», «ВИЧ», «СПИД». Мастер-классы были направлены на создание доверительной атмосферы и коммуникации между участниками, установление эффективного партнерского/социального взаимодействия на основе навыков уверенного поведения, умения общаться, сотрудничать, учитывать точку зрения и интересы Другого; повышение уровня знаний о проблеме насилия и стигматизации, их негативных последствиях; о ВИЧ-инфекции, путях ее передачи и методах профилактики; о возможностях лечения ВИЧ/СПИДа, отношении ВИЧ-инфицированных к болезни, оказания психологической помощи ВИЧ-позитивным людям, подросткам групп риска и их близким родственникам. Гибкость, импровизация, творчество в организации, формах и методах проведения мероприятий позволило освоить содержание и проблематику мастер-классов на основе продуктивной и игровой деятельности всех участников. Качество реализации тренинговых задач позволяет проследить направление личностного развития студентов, оценить динамику формирования и развития их общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а именно:
общекультурных (ОК):
– способности к социальному взаимодействию и сотрудничеству в социальной и профессиональной сферах с соблюдением этических и социальных норм (ОК-6);
– способности к самообразованию и социально-профессиональной мобильности (ОК-7);
общепрофессиональных (ОПК):
– готовности сознавать социальную значимость своей профессии, мотивации к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
– способности осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);
– готовности к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОПК-4);
– способности использовать в профессиональной деятельности современных информационных технологий (ОПК-5);
профессиональных (ПК):
– готовности к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением (ПК-7).
В условиях компетентностной парадигмы в системе высшего образования задача оценивания деятельностных характеристик обучения, умений партнерского взаимодействия и личностных качеств студента оказывается наиболее значимой. Профессиональная компетентность как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками (В.Г. Суходольский). Обучающиеся показали готовность к реализации трудовых функций (согласно профессиональному стандарту 01.002 Педагога-психолога (психолог в сфере образования)):
– психологического просвещения субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (В/01.7);
– психологической профилактики нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (В/02.7).
Порядок поступления на обучение по направлению подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование» освещается на официальном сайте http://www.chgpu.edu.ru/Abitur
Наиболее способные и целеустремленные студенты продолжают обучение в магистратуре.