В систему образования быстро и активно вошла дистанционная форма образования, о которой раньше мы только слышали и мечтали. Сегодня каждый преподаватель и студент уже очень хорошо разбирается в этой системе. Как известно, дистанционное обучение - это «прямое воплощение в жизнь концепции открытого  образования, которое позволяет человеку обучаться на протяжении всей жизни, выбирать наиболее оптимальные интенсивность и режим получения знаний» (Гаврилова Л. А.). Кроме того, дистанционное обучение является удобным способом обучиться новым профессиям или повысить имеющуюся квалификацию. Такое образование становится одним из наиболее удобных способов получения образования людьми с ограниченными физическими возможностями. Социальную значимость дистанционного способа обучения трудно переоценить.

Работая на факультете ДиКПиП, мы всегда задумывались о возможностях дистанционного обучения и нами уже давно были разработаны и внедрены разные курсы в дистанционном формате для обучения студентов, магистрантов и повышения квалификации работников дошкольного образования. Главными целями использования дистанционного формата обучения были и остаются:

·                     повышение качества образования за счет использования информационных технологий;

·                     увеличение охвата обучаемой аудитории и сокращение издержек на проведение мониторинга знаний за счет использования технологий дистанционного обучения (тестирование);

·                     повышение управляемости учебного процесса (обеспечение непрерывного мониторинга со стороны преподавателей, администрации);

·                     сокращение рутинной нагрузки на преподавателей и пр.

Основные достоинства дистанционного образования наших студентов заключаются в ее главных чертах : гибкость (нет необходимости посещать регулярные занятия в виде лекций и семинаров, а имеется возможность учиться в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе); модульность (каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области на основе модульного принципа); экономическая эффективность (относительно низкая себестоимость обучения); координаторская роль преподавателя (асинхронное взаимодействие обучаемых и преподавателя в системе дистанционного обучения - обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов: электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети); специализированный контроль качества образования (дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы и пр.); специализированные технологии и средства обучения (совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний); представление информации для обучаемых (печатные материалы (учебно-методические комплекты литературы и задания), электронные материалы (компьютерные образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники, кейсы, электронные библиотечные системы и пр.), аудио- и видео- продукция, телевизионные передачи, презентации и пр.); носители информации (книги, гибкие магнитные, лазерные или жесткие диски, аудио- или видеокассеты; опора на современные средства передачи образовательной информации и др.

Чат-занятия(находясь в разных точках, мы общаемся как в реальности: проводим лекции для неограниченного числа студентов, задаем вопросы, отвечаем на вопросы, дискутируем, проводим семинары, игры и лабораторные работы, проекты и пр.), тестирование, форумы, видео-  конференции, электронная рассылка методических материалов, необходимых для обучения (видео- и аудио- лекции и пр.) – вот далеко не полный перечень форм дистанционного обучения, которые стали популярными при обучении студентов дошкольного профиля.

Система Moodleпозволяет нам успешно взаимодействовать со студентами. Здесь мы создаем свои курсы с размещением необходимых материалов к занятиям, тестов для промежуточной аттестации и пр. Для проведения экзаменов и зачетов мы прибегаем к видеосвязи через Watsapp, Viberи др. средства удаленной связи.

Считаю, что дистанционная форма обучения позволяет успешно организовать индивидуальный маршрут образования и охватить каждого студента.

Таким образом, дистанционное обучение и формируемая на его базе информационно-образовательная среда факультета имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако, я считаю, что он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение строится с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно-ориентированная направленность на саморазвитие и самосовершенствование.

Как и любая форма обучения, дистанционная имеет наряду с вышеуказанными достоинствами и существенные недостатки, которые затрудняют процесс полноценной профессиональной подготовки будущих педагогов (воспитателей), так как педагогическая деятельность относится наряду с медицинскими профилями к разряду деятельности с наибольшей ответственностью.

Укажем некоторые из них, часто выделяемые другими авторами при проведении исследований и анализов эффективности и применимости дистанционного образования, в частности на исследованияП.В. Максимова: отсутствие прямого общениямежду обучающимся и преподавателем (это является не только техническим, но и серьезным психологическим барьером, преодолеть который достаточно тяжело, даже при условии использования современных коммуникационных средств, организации видеоконференций и пр.);необходимость в хорошей технической оснащенности и готовности к использованию средств дистанционного обучения всеми участниками образовательного процесса; необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий : жесткая самодисциплина, самостоятельность и сознательность учащегося; недостаток практических знаний,обусловленный сложностью проведения лабораторно-практических занятий; высокая трудоемкостьразработкикурсов дистанционного обучения, усугубляемая высокими требованиями к квалификации разработчиков и необходимостью привлечения, помимо непосредственно самого преподавателя, большого числа специалистов из различных областей и пр.; человеческий фактор (неготовность или низкая готовность как обучаемых, так и обучающих к обучению по этой форме) и пр.

Вполне правомерным считаем и соглашаемся с мнением многих исследователей, что «дистанционное образование в России еще не оценено обществом по достоинству, его не рассматривают в качестве способа получения базового образования, а относятся к нему лишь как к альтернативе, используя его от безысходности, либо для достижения каких-то своих целей, не связанных напрямую с получением образования. Подобное отношение к дистанционному образованию тормозит развитие всей системы образования в целом». Практика использования дистанционных форм, методов и приемов обучения позволила выявить слабую самоорганизацию студентов, отсутствие мотивации, практическую неподготовленность к самостоятельной работе и пр. Однако, переход на дистанционную форму обучения в сложившихся социально-экономических условиях, способствует повышению ответственности и самостоятельности студентов, мотивирует их к самоорганизованности и дисциплинированности.

Результаты анализа систем дистанционного обучения, проведённого многими исследователями, в частности доцентами Красноярского государственного аграрного университета С.П. Плотниковой и Т.В. Киян, выявили причины неудовлетворённости людей получением знаний в онлайн формате.

Считаю, что дистанционное образование, несмотря на имеющиеся недостатки и сложности внедрения, в ближайшей перспективе имеет все шансы стать одной из основных форм получения образования. Онлайн-образование открывает человеку неограниченные возможности для самообразования и получения обширного спектра профессиональных навыков, которые наиболее востребованы в текущей экономической среде. Данный формат обучения развивает дисциплину, повышает интеллектуальный уровень и позволяет получить востребованную профессию вне зависимости от возраста, места проживания, занятости и имеющихся навыков.

Материалы опубликованы на сайте: http://www.chgpu.edu.ru/novosti/9955-povyshenie-kachestva-obrazovaniya-za-schet-ispolzovaniya-informacionnyh-tehnologiy-cel-distancionnogo-formata-obucheniya.html

 

Иванова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент ДОиС