24 мая в России отмечают государственно-церковный праздник День славянской письменности и культуры. История праздника связана с памятью о создателях кириллицы – братьях Кирилле и Мефодии. Дети еще с детского сада начинают познавать мир с изучения языка, на котором говорили, читали и писали их предки. Праздник, несомненно, имеет определенное отношение и к профессии учителя-логопеда, который, в частности, занимается и подготовкой к обучению грамоте детей с речеязыковыми расстройствами. При этом формирование звуко-буквенного анализа и синтеза осуществляется одновременно с развитием артикуляционных навыков и фонематического восприятия детей с ОВЗ, предупреждая появление дисграфии и дислексии в школе. Славянская письменность, наследниками которой и является наш современный язык и письмо – это дар, и переоценить его невозможно! В русском языке 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. В связи с этим, в рамках дисциплины "Логопедические технологии" (преподаватель - доцент Т.Н. Семенова) студенты 3 курса профиля "Логопедия" приняли участие в дистанционном практико-ориентированном мини-флэшмобе "Сложи букву из ничего". Для формирования зрительного восприятия графического образа буквы у детей будущие логопеды представили свои варианты выкладывания их из подручных и бросовых материалов: счётных палочек, карандашей, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, бигудей, бусинок, пробок, резиночек и из других бюджетных и доступных вещей. А для лучшего запоминания образа буквы студентки подобрали двустишься, которые помогают вызвать интуитивные ассоциации, словно оживляя графему. В такой словесной ассоциации, подобранной к букве, описывается предмет или явление по своей форме очень похожие на саму букву. Таким образом, благодаря данной логопедической технологии в памяти ребенка формируется ассоциация «описание — форма буквы — название буквы», которые обязательно всплывут в памяти малыша в нужный момент. Для большей эффективности можно дополнительно использовать картинки слов-ассоциаций.

зам.декана по НиИР Т.Н. Семенова