На факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии кураторами и наставниками групп ведется воспитательная работа. Начиная с первого курса и до выпуска, кураторы и наставники сопровождают студентов в учебной и внеучебной деятельности в зависимости от этапов: проводят индивидуальные консультации, кураторские часы, принимают участие в различных мероприятиях факультетского, вузовского, республиканского, всероссийского и международного уровня.

Главной формой работы куратора со студентами является кураторский час. Темы кураторских часов могут быть плановыми и внеплановыми, основными и дополнительными, профессиональными, духовно-нравственными, воспитательными, в рамках деятельности факультета и образовательной организации.

За прошедший период куратором Кожановой Т.М. в учебной группе 3 «В» были проведены кураторские часы: «Профилактика коронавирусной инфекции», «Меры предосторожности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции», «Профилактика употребления ПАВ», «Созависимость», «Посещаемость занятий»; индивидуальные консультации.

На диагностическом этапе куратор знакомится с группой. В рамках адаптационно-социализирующего этапа деятельность куратора направлена на формирование и развитие коллектива в группе. Оказание помощи в личностном и профессиональном развитии осуществляется на психолого-педагогическом этапе. Важным этапом является и консультационный этап, который предполагает решение конкретной ситуации студентов.

Кураторская деятельность определяется функциями: информативная, организационная, коммуникативная, контролирующая и творческая.

В Положении о кураторе (наставнике) учебной группы в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, отмечены следующие основные задачи куратора (наставника):

1. Изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, их способностях и индивидуальных особенностях.

2. Планирование и реализация совместно со студенческим активом воспитательных мероприятий, формирование организаторских умений и навыков; развитие студенческого самоуправления.

3. Изучение и анализ социально-психологического климата в студенческой группе, создание атмосферы доверия, взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе.

4. Определение сформированности  ценностных ориентиров, представлений о выбранной профессии.

5. Создание условий для становления толерантной, поликультурной личности и формирования гражданского патриотизма.

6. Воспитание студентов как граждан высокой общей культуры, способных к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества и быстроменяющегося мира.

7. Поддержка талантливой молодежи, развитие научного и художественного творчества студентов.

8. Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни; формирование способности быть хорошим семьянином и умения противостоять негативным социальным факторам.

9. Противодействие негативным социальным процессам в молодежной среде, профилактика проявлений асоциального поведения студентов.

В соответствии с задачами, кураторов можно условно разделить на несколько типов.

·  Куратор-информатор – предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о каких-либо мероприятиях и т.д.).

·  Куратор-организатор – считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.).

·  Куратор-психотерапевт – очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, старается помочь советом.

·   Куратор-родитель – берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы.

·   Куратор-приятель – заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях.

·   Куратор-беззаботный студент – не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач.

·   Куратор-администратор – своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости.

Кожанова Т.М.