27 февраля на факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» состоялась Международная  научно-практическая конференция «Билингвальное (полилингвальное) образование и межкультурная коммуникация в XXI веке». Открыла конференцию проректор по воспитательной работе и социальным вопросам университета, доктор педагогических наук, профессор Марина Борисовна Кожанова. Она подчеркнула актуальность и особую значимость проблематики языковых отношений, дву- и полиязычия в связи с возрастанием политических, культурных и социально-экономических взаимодействий между различными этносами и усилением коммуникативной роли языка. 

Заведующий кафедрой русского языка университета, доктор педагогических наук, профессор Геннадий Александрович  Анисимов отметил, что современное состояние языка и уровень развития языковой культуры детей вызывают тревогу ученых. Сегодня необходимо формировать языковую личность обучающегося в условиях поликультурной среды на всех ступенях образования.   

Научный сотрудник отдела этнологии и социальных исследований БНУ Чувашской Республики «Чувашский государственный институт гуманитарных наук» Алос и Фонт Эктор    обратил особое внимание на проблему сохранения чувашских национальных школ. Заявляя о языковой политике в образовании, он отметил, что ее основой является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия.

Декан факультета, кандидат педагогических наук, доцент Галина Павловна Захарова обратила внимание на лингвокультурологический аспект музыкально-педагогической подготовки будущих педагогов, который связан с развитием речи и этно-слуха, исследованием детских вокализаций, использованием интонаций чувашской и русской речи и музыки, устного и музыкального фольклора  в межкультурной коммуникации и др. 

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры чувашского языка университета Тамара Васильевна Артемьева в своем выступлении презентовала опыт формирования предметных результатов при обучении родной грамоте в чувашской начальной школе. 

Старший преподаватель кафедры русского языка университета Светлана Леонидовна Труфанова рассказала о тренинговых методах работы со студентами на занятиях по культуре речи.  

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования и домоведения университета Светлана Георгиевна Михайлова поделилась результатами своего исследования, посвященного развитию связной чувашской речи у русскоязычных дошкольников.

Зарубежные участники, которые не смогли присутствовать на конференции, представили видеодоклады. Участников и гостей  конференции приветствовали: 

декан факультета развития ребенка Николаевского национального университета имени В.А. Сухомлинского, доктор педагогических наук, доцент Т.М.. Степанова;

заведующий кафедрой теории и методики воспитания и психического развития личности Николаевского национального университета имени В.А. Сухомлинского, доктор педагогических наук, профессор М.А. Хайруддинов

кандидаты филологических наук, доценты кафедры славянской филологии и сравнительного литературоведения  Черновицкого национального университета имени Ю. Федьковича О.И. Дащенко и М.И. Гураль

заведующий кафедрой начального образования РВУЗ «Крымский инженерно-педагогический университет», доктор педагогических наук, доцент Р.Р. Девлетов и его аспиранты; 

кандидаты  педагогических  наук, доценты кафедры логопедии и психолингвистики факультета психолого-педагогического и специального образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» Т.А. Бочкарева и И.В. Темаева; 

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ФГКВОУ ВПО «Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского» Н.В. Бубнова и др.

На конференции работали также секции: «Язык как средство трансляции культуры» (руководитель -  доцент Т.Н. Семенова),  «Билингвальное образование детей дошкольного возраста» (руководитель - доцент С.Г. Михайлова), «Билингвальное образование в современной школе» (руководитель - доцент Т.М. Кожанова), «Организация логопедической работы с детьми в условиях билингвизма» (руководитель - доцент Т.С. Гусева), «Педагогические аспекты формирования билингвальной коммуникативной компетенции и билингвальной культуры личности будущего педагога» (руководитель -  доцент Н.В. Иванова).