3 марта 2021 года доцент кафедры коррекционной педагогики Т.Н. Семенова выступила с докладом на одной из секций "Стратегии и условия профессионального развития специалистов сферы детства", организованной на площадке Zoom в рамках V Всероссийской научно-практической конференции «Междисциплинарный подход к работе с детьми с особенностями развития и их семьями» (1-5 марта 2021 года, Центр Детской Нейропсихологии «Счастливые детки», г. Самара). В рамках насыщенной программы ее доклад был посвящен одной из актуальных проблем инклюзивной и этнокультурной среды: использованию опыта народной педагогики, в частности чувашских народных игр, в совместном воспитании незрячих дошкольников и детей с сохранным зрением. Народная подвижная игра улучшает общение детей с нарушениями развития со здоровыми сверстниками, снимает барьеры, вселяет уверенность в своих силах. Также они знакомят современных детей с культурой своего народа, историей своей малой Родины. Потеря зрения замедляет физическое развитие ребенка, затрудняет освоение пространства. Из-за страха передвижения слепые младшие школьники даже не могут бегать. Этим объясняется то бедное, по сравнению со зрячими, количество игр, в которые играют слепые дети, незнание ими игровых действий. Многие игры чувашского народа просто созданы, с некоторой адаптацией, чтобы организовать совместную игровую деятельность слепых детей со зрячими сверстниками: «Узнай меня» (Пěлсем мана), «Угадай имя» (Ятне пěл), Слепой медведь (Суккǎр упа), «Колечко» (Çĕрĕлле), «Колобок» («Йава»), «Птицы» («Кайакла») и др. Надеемся данный опыт будет полезен педагогам-дефектологам, а также родителям, воспитывающим детей с особенностями развития.

Т.Н. Семенова