2 апреля 2021 г. на факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии состоялся IIРеспубликанский семинар «Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

С приветственным словом выступили Иванова Неонила Вячеславовна, декан факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, к.пед.н., Семенова Татьяна Николаевна, заместитель декана по научной и инновационной работе, к.пед.н., доцент кафедры коррекционной педагогики факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Доцент кафедры коррекционной педагогики Кожанова Татьяна Михайловна выступила с докладом о значимости и возможности применения альтернативной, дополнительной и вспомогательной коммуникации для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями, для обучающихся надомного обучения; о  необходимости организации профессионального методического объединения для учителей надомного обучения.

С докладами выступили практикующие специалисты г. Москвы, г. Кирова, г. Чебоксары и Чувашской Республики:

 - Подбор средств АДК. Педагогическая деонтология (Никитина Алина Леонидовна, практикующий логопед, специалист по АДК, г. Чебоксары).

- Анализ мониторинга заключений ЦПМПК Чувашской Республики в разрезе рекомендаций по АДК (Митина Татьяна Борисовна, учитель-логопед, социальный педагог отдела комплексного сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов   БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии, член ЦПМПК Чувашской Республики, член Союза дефектологов России).

- Преемственность общеобразовательной организации и семьи в использовании альтернативной системы коммуникации с обучающимися с нервно-психическими нарушениями (Кириллова Полина Валентиновна, учитель-дефектолог отдела дистанционного образования и комплексного сопровождения детей с ОВЗ БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии).

- Языковая программа «Макатон» - универсальный инструмент коммуникации (Запара Елена Вячеславовна, координатор работы по адаптации и развитию языковой программы «Макатон» в России, тренер программы, сотрудник Центра лечебной педагогики, г. Москва).

- Распространение опыта применения средств дополнительной и альтернативной коммуникации в сфере образования (Каретникова Екатерина Владимировна, клинический психолог, руководитель образовательного отдела Региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Дорогою добра», г. Киров).

- «ГОВОРЯЩИЕ КАРТИНКИ»: система визуальной поддержки в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями (Ильдеркина Светлана Николаевна, учитель-дефектолог  МАДОУ «Детский сад № 7 «Созвездие», г. Чебоксары).

- Использование альтернативных средств коммуникации учителем-дефектологом в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ТМНР в ГКП «Росточек» (Дубовик Анастасия Дмитриевна, учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад       № 201» г. Чебоксары).

- Применение айтрекера в общении с неговорящими детьми (Хрисанова Ксения Юрьевна, специалист по эрготерапии благотворительного фонда помощи детям с неизлечимыми заболеваниями имени Ани Чижовой, г. Чебоксары).

- Использование АДК в обучении грамоте детей с ОВЗ (Тумашкова Олеся Леонидовна, логопед БУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ» Минтруда Чувашии, г. Чебоксары).

- Взаимодействие учителя с родителями в условиях надомного обучения (Лисина Марина Сергеевна, учитель-дефектолог, учитель надомного обучения МБОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №2», г. Чебоксары).

- Интеграция русского жестового языка в обучение, воспитание и сопровождение лиц с ОВЗ (Алексеева Ольга Ильинична, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №118» г. Чебоксары).

- Использование методов визуальной поддержки в работе с деть ми с РАС (Горинова Татьяна Сергеевна, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №23 «Берегиня» компенсирующего вида» г. Чебоксары).

Представленные доклады отражают актуальные вопросы применения средств АДК в работе с детьми с ОВЗ, демонстрируют практический опыт работы в государственных и частных образовательных организациях.

Особую благодарность выражаем Запаре Е.В. и Каретниковой Е.В. за распространение опыта работы по применению средств АДК в Центре лечебной педагогики, г. Москва, образовательного отдела Региональной общественной организации родителей детей-инвалидов «Дорогою добра», г. Киров.

 

Кожанова Т.М.