13 апреля 2021 г. доцент кафедры коррекционной педагогики Т.Н. Семенова приняла дистанционное участие во II Всероссийской с международным участием научной «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ. ПАМЯТИ УЧИТЕЛЕЙ: Аркадий Андреевич Тронин (1931–2016), Степан Парфенович Зубарев (1911–1994), Михаил Андрианович Садаков (1916–1993)». Ее организаторами выступили Удмуртский государственный университет, Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра УрО РАН, Комитет по делам архивов при Правительстве УР, Министерство культуры УР. Она представила текстовый доклад, который будет размещен в виде научной статьи в сборнике по материалам данного научного мероприятия  и проиндексирован в РИНЦ.

Т.Н. Семенова раскрыла значение использования народных сказок в логопедической работе с дошкольниками в контексте приобщения их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учётом этнокультурной ситуации развития (на примере чувашского народа), представила основные этапы работы над текстами национальных сказок для лучшего их понимания и усвоения детьми дошкольного возраста с речеязыковыми расстройствами.  Как известно, логопедические занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи с использованием народных сказок проводятся в рамках определенных лексических тем. Например, при изучении темы «Деревья, кустарники» можно предложить детям чувашскую народную сказку «Почему сосна и ель вечно зеленые» – «Чăрăшпа хыр мěншěн яланах симěс», при изучении темы «Птицы» – сказку «Почему у иволги желтый наряд» – «Саркайăк мěншěн сарă тěслě», «Сарыч и ворона» – «Шаланкăпа ула курак», при прохождении темы «Домашние животные» – сказку «Как собака подружилась с человеком» – «Йытă хăйěн тусне шырани»),  «Кот и воробей» – «Кушак аçипе çерçи», «Серебряное колечко» –  «Кěмěл çěрě».  Содержание чувашской народной сказки для русскоязычных детей  раскрывается на их родном языке.

На примере содержания других двух чувашских народных сказок: «Земля Улыпа» и «Три солнца» Т.Н. Семенова показала, как реализуются приемы патриотического воспитания, формирования у детей с расстройствами речи национального самосознания и представлений о малой Родине параллельно с решением задач познавательного и речеязыкового развития.

Также особый интерес в контексте преподавания дисциплины «Информационные технологии в специальном образовании» вызвал  доклад Трониной Елены Владимировны (ИПО «Хранители времени», г. Москва) о проблемах представления электронных копий фотодокументов в сети Интернет (на примере фотографий Великой Отечественной войны).

Т.Н. Семенова