2021 год объявлен в России Годом науки и технологий.

Одна из задач в этом Году – показать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна.

По инициативе Минпросвещения России в рамках проведения просветительских мероприятий по вопросам содержания образования 1 сентября 2021 г. на факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии проведено занятие, посвященному году науки и технологий.

На занятии освещалась тема «Генетика и качество жизни», обсуждали историю отечественной науки, открытия и изобретения.

В топ-10 открытий в генетике, например, вошли такие изобретения и открытия как редактирование генома живого человека, создание стабильного полусинтетического организма, открытие тайны связи между квазарами и нейтрино, «космического гена», генетической терапии, эффективных методов лечения сложных заболеваний, в том числе для персонифицированной генной терапии на основе клеток крови пациента.

Студенты познакомились и со значимыми проектами Министерства просвещения Российской Федерации, нацеленных на выявление талантливых педагогов, их поддержку и поощрение; повышение социального статуса педагогов и престижа педагогической профессии, распространение инновационного педагогического опыта, лучших методических разработок воспитательных мероприятий, педагогического опыта, поддержку профессионального развития и раскрытие творческого потенциала.

Кроме того, рассмотрены психологические барьеры, препятствующие личности создавать и воплощать свои инновационные проекты. К таковым Е.П. Ермолаева относит:

1. Барьер «личной инициативы». Охватывает проблемы, связанные с трудностями проявления индивидуализма и реализации «духа неограниченной инициативы», сопротивлением изменениям, оспариванием приоритета «личного блага».

2. Барьеры «ложной установки». Содержат все аспекты социального и личного «миротворчества» по поводу ценности труда, материального блага и т. д., а также противоречия сознания, свойственные переходным ситуациям.

3. Барьеры автономности. Отражают незащищенность личности (правовую и социальную), а также синдром «зависимости» (в т.ч. и при принятии решений).

4. Барьеры достижения. Охватывают аспекты, связанные с мотивацией достижения, стремлением к успеху, трудностями в реализации принятых решений, в том числе: проблемы неадекватного прогнозирования, недостаточной скорости принятия решений и реагирования на ситуацию, неумение своевременно отказаться от неверного решения, отсутствием вариативности в решениях и в поведении.

5. Барьеры риска. Отражают неумение прогнозировать последствия принятых рискованных решений, разделить объективный и субъективный риск, глубинный и поверхностный риск, правовой и неправовой риск.

6. Барьеры коммуникации. Отражают неумение защищаться от негативных сторон делового общения, появившихся в этот переходный период.

7. Барьеры невосприимчивости инноваций. Отражают профессиональный догматизм, «узость» образования, непринятие новых идей и способов поведения.

Формирование и закрепление указанных барьеров, конечно, сказывается и на снижении уровня психологической безопасности личности.

Психологическая безопасность личности – это определенная защищенность сознания от воздействий, способных против ее воли и желания изменять психические состояния, психологические характеристики и поведение, что может кардинальным образом влиять на человека вплоть до изменения его жизненного пути.

В самом начале учебного года желаем преодолеть все психологические барьеры, активно включится в научную и практическую деятельность, приобрести актуальные компетенции, жизнестойкость, психологическую безопасность и повысить качество жизни! Оставить след, но не наследить!

С.В. Велиева