23.09.2021 г. состоялся семинар-тренинг «Шлейф из детства» в рамках инновационного федерального проекта «Комплексное научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития молодых педагогов системы дошкольного образования» (приказ МОН РФ № 1580 от 25.12.2020) и научного проекта «Все в ЧГПУ!», поддержанного в рамках конкурса внутривузовских грантов 2021 года.

Алексеева Маргарита Александровна, магистрант  3 года обучения Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева (рук. – доцент С.В. Велиева)предложила вниманию участников арт-терапевтические практики, в том числе метафорические ассоциативные карты, психодраматические техники, позволившие осознать внутренние границы, открыть личностные ресурсы и снизить травматичные детские переживания.

Проблема определения границ психологического пространства личности в последнее время приобретает все большую актуальность в психологической науке. Накопленные знания позволяют психологам рассматривать всевозможные пространства (субъективное и объективное, психосемантическое, жизненное, психологическое, социальное, образовательное и др.) в контексте сближения современного естественнонаучного и гуманитарного знания.

У каждого из нас есть личное пространство. В это понятие входят физические, личные, эмоциональные, социальные, духовные и другие категории. Величина дистанции гибкая и меняется, определяясь близостью отношений, интенсивностью и осмысленностью жизнедеятельности человека. Оно может расширяться при наличии определенных перспектив, оставаться стабильным и уплотняться при возникновении новой цели. В пространстве можно выделить его объем, количество измерений, сохранность и прочность границ, дающих человеку переживание собственного «Я» (С.К. Нартова-Бочавер).

Исследование психологического пространства и возможностей изменения границ возможно с помощью метафорических ассоциативных карт «Личные границы», что и предлагалось участникам мероприятия.

Естественная потребность в самореализации, потребность в новом пространстве жизнедеятельности, полагающая переходы через границы себя вчерашнего, границы расширения свободы в поведении, в отношениях и возобновляемая в процессе развития-саморазвития индивида в качестве не ограниченной в своей человеческой определенности, но одновременно постоянно ограничиваемая возможностями человека на разных этапах онтогенеза, служит мощным стимулом и механизмом творческого роста, который через формирование соответствующих личностных качеств позволяет реально задавать новые границы творческого самоосуществления человека: границы самосознания, самопознания, самоопределения и др. С помощью метафорических ассоциативных карт «Ресурсы» участники смогли определить и осознать свои личностные ресурсы и потенциалы.

Мероприятие состояло из двух семинаров-тренингов, где приняли участие более 60 человек, в числе которых выпускники и обучающиеся ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, дополнительных профессиональных программ переподготовки факультета.

Благодарим всех за сотрудничество, плодотворную и творческую работу!

Ждем всех на следующий обучающий семинар-тренинг «Шлейф из детства: чувство вины, треугольник власти», который состоится  30 сентября в 12 ч. 00 мин. в 306 кабинете по адресу: г. Чебоксары, ул. Шумилова, д. 18а. 

С.В. Велиева