ЗАХАРОВА ГАЛИНА ПАВЛОВНА

Кандидат педагогических наук, доцент.

Окончила музыкально-педагогический факультет ЧГПИ им. И.Я. Яковлева, аспирантуру при кафедре педагогики высшей школы МГПИ им. В.И. Ленина.

В ЧГПУ им. И.Я. Яковлева работает с 1976 года. Прошла путь профессионального и личностного роста от преподавателя кафедры педагогики и методики начального образования до декана факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии. Открыла две специальности дошкольного и четыре – дефектологического профилей, а также специальность образования в области сервиса «Домоведение» и  41 специализацию. 

С 2003 руководит научно-исследовательской лабораторией педагогики и психологии детства. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» на основе конкурсного отбора она участвовала в двух государственных проектах по предшкольному образованию. Под руководством Захаровой Г. П. разработаны «Концепция развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года», раздел дошкольного образования в «Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года» и др. 

Награды: орден «За вклад в просвещение»; Почетное звание «Заслуженный работник образования Чувашской Республики»; нагрудные знаки: «Отличник народного просвещения», «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»; Почетная грамота Министерства просвещения СССР; Почетные грамоты Министерства общего  и профессионального образования Российской Федерации, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и педагогического университета.

Сочинения: Музыкальная деятельность // Программа образования ребенка-дошкольника. – Чебоксары, 2007; Программа воспитания ребенка-дошкольника в семье. – Чебоксары, 2008; Музыка и математика. – Чебоксары, 2009; Социализация детства в обра-зовании. - Чебоксары, 2011; Психологические основы дошкольного образования. - Чебок-сары, 2012; Современные технологии дошкольного образования. - Чебоксары, 2012. Опубликовано более 100 научных работ.

Литература: Никитина Э. Родные песни – на двух языках // Советская Чувашия. – 2000. – 31 октября; Ученые Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. – Чебоксары, 2005. – С. 120.

 

ГУСЕВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я.Яковлева» акончила логопедическое отделение дефектологического факультета Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена в 1981 году

Публикации:

1.     Гусева, Т. С. Диагностика нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие / Т. С. Гусева. – Чебоксары : Чуваш гос. пед. ун-т, 2003.– 16 с. – Гриф МО и МП ЧР (1,0 п. л.).

2.     Гусева, Т. С. Диагностика фонетико-фонематической системы родного языка в условиях русско-чувашского двуязычия : учебно-методическое пособие / Т. С. Гусева. – Чебоксары : Чуваш гос. пед. ун-т, 2005. – 80 с. (5 п. л.).

3.     Гусева, Т. С. Формирование фонетико-фонематической системы родного языка в условиях русско-чувашского двуязычия : учебно-методическое пособие / Т. С. Гусева. – Чебоксары : Чуваш гос. пед. ун-т, 2005. – 66 с. (4,1 п. л.).

4.     Гусева, Т. С. Дифференциация звуков чувашского языка : учебно-методическое пособие / Т. С. Гусева. – Чебоксары : Чуваш гос. пед. ун-т, 2006. – 23 с. (1,4 п. л.).

5.     Гусева, Т. С. Интерферентные ошибки и нарушения речи: дифференциальная диагностика, особенности коррекции (Программа спецкурса) : учебно-методическое пособие / Т. С. Гусева. – Чебоксары : «Чуваш..гос. пед. ун-т», 2007. – 16 с. (1,0 п. л.).

6.     Гусева, Т. С. Педагогическая технология комплексной дифференцированной работы по предупреждению нарушений письменной речи на русском языке в условиях двуязычия : учебно-методическое пособие / Т. С. Гусева. – Чебоксары : Пирамида-принт, 2009. – 68 с. (4,25 п. л.).

7.          Гусева, Т. С. Обследование фонетико-фонематической стороны речи у чувашскоязычных дошкольников : учебно-методическое пособие / Т. С. Гусева. – Чебоксары : «Чуваш. гос. пед. ун-т», 2011. – 16 с. (1,0 п. л.).

Преподаваемые дисциплины: логопедия, психолингвистика.

Научные интересы: предупреждение трудностей освоения письменной речи у дошкольников в условиях обучения русскому языку как неродному

Награды: почетная грамота Министерства образования и молодежной политики ЧР, 2010г. 

 

СЕМЕНОВА ТАТЬЯНА  НИКОЛАЕВНА

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики

Область научных интересов — народная педагогика, этнопедагогика, дошкольная логопедия

Преподаваемые дисциплины: 

Техника речи

Филологическое обеспечение профессиональной деятельности

Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях

Логопедия

Методика речевого воспитания

Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи.

Коррекционная ритмика

Логопедическая ритмика

Логопедические технологии

Логопедические практикумы

Психолингвистика

Награды: стипендия Президента Чувашской Республики за особую творческую   устремленность; почетная грамота ФГБОУ  ВПО  «ЧГПУ  им. И. Я. Яковлева» 

Научные труды: Особенности логопедической работы с детьми с отклонениями в развитии: учебно-методическое пособие. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им И. Я. Яковлева, 2007

Этнопедагогические основы логопедической работы с дошкольниками: учебно-методическое пособие.¬ - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010.

Техника речи : учебно-методическое пособие. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011.   

Этнопедагогическая направленность воспитания и обучения детей с нарушениями речи : учебно-методическое пособие. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012.

Народные игры в инклюзивном образовательном пространстве: учебное пособие. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013.

Развитие интонационной стороны речи : учебное пособие. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013.

 

КОЖАНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики.

Окончила факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, аспирантуру при кафедре ТиМДО ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 

Научные интересы связаны с проблемами родительско-детских взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделяется вопросам специфических средств общения лиц с нарушениями слуха: дактилологии и русской жестовой речи. 

Преподаваемые дисциплины: «Семейное воспитание детей с нарушениями речи», «Вербальные и невербальные средства коммуникации».

Научные труды: 

Формирование готовности родителей к конструктивным взаимоотношениям с детьми с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис.; канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. М. Кожанова. – Чебоксары, 2011. – 22 с.; 

Школа для родителей: формирование конструктивных взаимоотношений с детьми: учебно-методическое пособие / Т. М. Кожанова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 84 с.;

Конспекты коррекционных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы): учебно-методическое пособие / составитель Т. М. Кожанова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. – 70 с.

Награды: почетная грамота ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева» (2007 г.), стипендия Президента Чувашской Республики за особую творческую устремленность (2010 г.).

 

СМИРНОВА ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Преподаваемые дисциплины: Методика развития пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения; развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения; технические средства коррекции нарушения зрения; специальная (коррекционная) дошкольная педагогика; интегрированное обучение детей с проблемами в развитии; комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения; 

Учебно-методическая работа: Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения (дошкольная тифлопедагогика) / сост. К.П. Гаврилова, И.В. Смирнова. – Ч.: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003. – 11 с.

Основы педагогического мастерства / сост. И.В. Смирнова. – Ч.: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003. – 10 с.

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения / сост. И.В. Смирнова. – Ч.: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003. – 12 с.

Технические средства коррекции нарушения зрения/ сост. И.В. Смирнова. – Ч.: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003. – 9 с.

Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения / сост. И.В. Смирнова. – Ч.: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2003. – 11 с.

Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения (дошкольная тифлопедагогика): УМП для студентов очного и заочного отделения.- Ч.: ЧГПУ, 2006. – 43 с.

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения: УМП для студентов заочного отделения. –Ч.: ЧГПУ, 2006. – 21 с.

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения: УМП для студентов очного отделения. –Ч.: ЧГПУ, 2006. – 25 с.

Технические средства коррекции нарушений зрения : учеб.-метод. пособие / сост. И. В. Смирнова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 28 с.

Учебно-методические комплексы по дисциплинам: 

Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения / И.В. Смирнова. – Ч.: ЧГПУ, 2006. - 23 с.

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения / И.В. Смирнова. – Ч.: ЧГПУ, 2006. - 28 с.

Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения (дошкольная тифлопедагогика) И.В. Смирнова. – Ч.: ЧГПУ, 2006. - 43 с.

Учебное пособие:  

Дошкольная тифлопедагогика : учебное пособие / автор-составитель И. В. Смирнова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. – 67 с.

Сфера научных интересов: 

Тифлопедагогика.

Инклюзивное образование.

Педагогика высшей школы.

Тема диссертационного исследования: «Формирование готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях дошкольного интегрированного образования».

Награды: Почетная грамота университета (приказ № 34 от 27. 02. 2013 г.);