ВЕЛИЕВА СВЕТЛАНА ВИТАЛЬЕВНА

Кандидат психологических наук (2001),доцент кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии (2004)

Окончила Чебоксарское педагогическое училище (1989), ЧГПИ им. И.Я. Яковлева по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)» (1994).

С 1999 по 2001 г. являлась соискателем кафедры психологии Казанского государственного педагогического университета.  С 1998 г. работает в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

С 2003 г. Велиева С.В. является сотрудником лаборатории педагогики и психологии детства факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии, где работает над проблемой «Культурологический подход в исследовании психических состояний».

С 2006 г. С.В. Велиева является организатором курсов дополнительной переподготовкидля студентов «СП», «СДПиП», «ПиМДО», «ДПиП» по направлению «Практическая психология и консультирование», по дополнительной образовательной программе «Юридический психолог» (с 2012 г.)

За время работы на кафедре опубликовано 146 научных статей (9 в центральной печати), 115 учебно-методических работ, из них – с Грифом МО и МП ЧР (1) и с Грифом УМО учебных заведений Российской Федерации по образованию (1). Учебно-методическое пособие «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста» издано в г. Санкт-Петербурге (2005, 2007).

Область научных интересов связана с исследованием психических состояний, их семантических пространств и дифференциации на протяжении дошкольного периода, их связи с процессами и свойствами личности, особенностями регуляции.

Преподает дисциплины: «Основы психотерапии», «Психологическое консультирование», «Психология детей с эмоционально-волевыми расстройствами», «Организация специальной психологической помощи детям с особенностями развития», «Психология детей со сложными нарушениями в развитии», «История детской психологии», «Физиогномика» и др. 

 

АНДРЕЕВА ЛИАНА ВЛАДИМИРОВНА

Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии.
Образование: Высшее. В 2001 году закончила «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»,  технолого-экономический факультет, специальность: «Технология и предпринимательство», также прошла профессиональную переподготовку по программе «Психология».
Статьи:

Особенности развития агрессивного поведения у детей / Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе : сборник научных статей – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. – С. 216 – 221.

Особенности проявления вербальной агрессии у подростков с ЗПР / Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе : сборник научных трудов –  Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2005. – С. 187 – 192.

Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной дезадаптации подростков с агрессивными установками. –  Чебоксары : ПБОЮЛ Кутепов М. Ю., 2005. – 24 с.

Особенности развития слуховой и зрительной кратковременной памяти детей с задержкой психического развития/ Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе : сборник научных трудов : в 2 ч. Ч. II. –  Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2006. – С. 168 – 172.

Особенности агрессивного поведения подростков с задержкой психического развития / Актуальные проблемы специального и профессионального образования : сборник научных трудов – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – С. 88 – 94.

Некоторые аспекты изучения особенностей развития внимания у детей среднего дошкольного возраста / Инновационный ресурс дошкольного образования в условиях глобализации : сборник научных трудов – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. –

С. 104 – 108.

Особенности полоролевой социализации дошкольников с нарушением зрения / Коррекционно-педагогические технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья : Сб. науч. тр. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед ун-т, 2009. – С. 3 - 7.

Некоторые аспекты гендерной социализации дошкольников с отклонениями в развитии / Культурологические проблемы специального образования в поликультурном регионе : Сб. науч. тр.– Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010, С. 41-46.

Современные подходы к  развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста / Культурологические проблемы образования в поликультурном регионе : Сб. науч. тр. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 208 с. C. 106-109.

Учебно-методические работы:

Тренинг педагогического общения.  – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2003. – 9 с.

Социальная психология в вопросах, задачах и упражнениях: учебно-методическое пособие / Л. В. Андреева, Г. И. Мазуров, Е.В. Гунина. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2004. – 51 с.

Психология детей с задержкой психического развития.  – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2005. – 10 с.

Использование оригами в работе с дошкольниками:  Спецкурс. –  Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2005. – 37 с.

Психология общения Чебоксары. –  Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2006. – 50 с.

Кинесика. –   Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2008. – 27 с.

Социально-психологический тренинг в группе. –   Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 50 с.

Организация работы с населением. –   Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 22 с. И др.

Награды:
Награждена почетной грамотой ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева».

Научные интересы: гендерная психология, перенатальная психология, изучение развития познавательных процессов и личностных особенностей у детей с нормальным развитием и с особыми образовательными потребностями.

Преподаваемые дисциплины:Общая психология, Психология детей с задержкой психического развития, Тренинг педагогического общения, Возрастная психология.

 

 

 ВАСИЛЬЕВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

1980-1988- СОШ №7 г. Чебоксары;

1988-1992- Чебоксарское медицинское училище по специальности "Фельдшер" (окончила с красным дипломом);

1992-1997- Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева, биолого-химический факультет (окончила с красным дипломом, квалификация - учитель по специальности "Биология" и "Химия");

1994-1996- Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева, программа профессиональной переподготовки "Психология" на кафедре психологии

 Сведения о профессиональном образовании, повышении квалификации, ученой степени, ученого звания, квалификационной категории:

1998-2002- обучение в аспирантуре при кафедре анатомии и физиологии человека и животных Московского педагогического государственного университета (15 апреля 2002 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук по специальности физиология. Тема: Развитие бинокулярных зрительных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста)

2008-2011- обучение в докторантуре при кафедре анатомии, физиологии и гигиены человека ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева" (17 февраля 2012 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора биологических наук по специальности физиология. Тема: Формирование механизмов пространственного зрительного восприятия в онтогенезе.

С 18.03.2011 по 01.04.2011 прошла обучение в Учреждении РАО «Институт возрастной физиологии» на XIIIежегодной школе-семинаре «Школа и здоровье» по программе «Возрастная физиология и здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений» в объеме 72 ч.

На базе в ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» прошла обучение на следующих курсах повышения квалификации:

- с29.03. по 28.05. 2012 по программе «Основы разработки дистанционных курсов с среде Moodle» в объеме 72 академических часа;

- с 29.01. по 18.03. 2013 по программе «Разработка электронных образовательных ресурсов» в объеме 72 академических часа;

- с 25.03 по 07.05. 2013 по программе «Создание электронных учебников» в объеме 72 академических часа;

- с 13.05 по 10.06. 2013 по программе «Создание и продвижение WEB-сайтов» в объеме 72 академических часа.

С 02.12.2013 по 07.12.2013 обучалась на курсах повышения квалификации в ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО, г. Москва по программе «Система ранней медико-психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья в сфере специального образования» в объеме 72 академических часа.

Сведения об учебных, научных, спортивных и иных достижениях.

Васильевой Н.Н. проводятся все виды аудиторных занятий и руководство самостоятельной работой студентов очного и заочного отделений по ведущим дисциплинам кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии: специальной психологии, психологии лиц с нарушениями зрения, дошкольной тифлопсихологии, нейропсихологии, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения, основам генетики. Васильевой Н.Н. разработаны рабочие учебные программы по всем преподаваемым дисциплинам.

В связи с введением в 2011-2013 учебных годах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по подготовке бакалавров подготовлены рабочие учебные программы по всем преподаваемым дисциплинам, разработаны и опубликованы учебно-методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплинам: «Основы нейропсихологии» (2012 г.), «Основы генетики» (2012 г.), «Дошкольная тифлопсихология» (2013 г.), «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения» (2013 г.).

Ежегодно читаются и периодически обновляются спецкурсы по актуальным проблемам возрастной и специальной психологии, в том числе по вопросам, связанным с разрабатываемым направлением исследовательской деятельности - изучением бинокулярных механизмов пространственного зрительного восприятия.

Научные интересы Васильевой Н.Н. связаны с исследованием: закономерностей формирования механизмов бинокулярного зрения у детей; специфики функционирования механизмов пространственного зрительного восприятия у детей и подростков в условиях сенсорной зрительной депривации; особенностей развития бинокулярных зрительных функций у школьников с дислексией; разработкой программ оптимизации функционального состояния бинокулярной зрительной системы у детей, имеющих трудности в чтении.

Имеет более 100 научных и учебно-методических работ, опубликованных России и за рубежом.

Статьи Васильевой опубликованы в журналах, включенных в перечень ВАК: «Сенсорные системы», «Мир техники кино», «Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», «Новые исследования», «Вестник офтальмологии», «В мире научных открытий», «Вестник Российского университета дружбы народов», «Физиология человека», «Дефектология», в зарубежных рецензируемых журналах («Perception»), в центральном периодическом журнале «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».

Результаты научно-исследовательской деятельности докладывались на Международных конференциях по зрительному восприятию-ECVP(Германия, 2009; Швейцария, 2010; Франция, 2012; Германия, 2013); Съездах Всероссийского физиологического общества им. И. П. Павлова (Москва, 2007; Калуга, 2010); Международной конференции «Физиология развития человека» (Москва, 2009); Международных конференциях Российской ассоциации дислексии «Вариативные стратегии сопровождения учащихся с нарушениями письма и чтения» (Москва, 2009, 2013); Научно-практической конференции с международным участием «Биомеханика глаза» (Москва, 2009); XМеждународном конгрессе «Здоровье и образование в XXI веке» (Москва, 2009); Всероссийской научно-практической конференции «Другое детство» (Москва, 2009); IXСъезде офтальмологов России (Москва, 2010); Iи IIВсероссийских научно-технических конференциях «Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе» (Москва, 2009, 2010); VIIIМеждународном междисциплинарном конгрессе «Нейронаука для медицины и психологии» (Украина, 2012); Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Федоровские чтения» (Москва, 2012, 2013); Всероссийской научно-практической конференции «У истоков развития» (Москва, 2013) и др.

В соответствии с приказом ВАК РФ № 714/нк от 02.11.2012 Васильева Н.Н. была включена в состав диссертационного совета Д212.300.03 при ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».

Васильева тесно сотрудничает с научными сотрудниками ГБУН "Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН" (г. Москва)., участвует совместных исследованиях механизмов бинокулярного зрения, а также в работе над проектом: «Использование оптимизированных офтальмологических таблиц и растровых стереотестов для мониторинга негативного влияния факторов окружающей среды на состояние зрительных функций у детей».

Исследования Васильевой Н.Н. были поддержаны грантами:

2006-2007 г.г. - грант Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых по теме исследования: «Особенности бинокулярных зрительных функций у детей, развивающихся в норме и имеющих нарушения зрения» (МК-7212.2006.4).

2009 г. - грант РФФИ по программе «Научная работа молодых российских ученых в ведущих научных организациях Российской Федерации» (09-04-90700 – моб_ст).

2013 г. - начата работа в качестве соисполнителя по проекту РГНФ «Инновационные способы педагогического сопровождения адаптации детей к обучению в школе» (проект № 13-06-00665а) (научный руководитель д.психол. наук, профессор С.В. Феоктистова).

В 2004 г. награждена Почетной грамотой Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики за многолетнюю и плодотворную работу по подготовке квалифицированных специалистов, активную деятельность по совершенствованию учебного процесса (Приказ от 26 августа 2004 г. № Н-36).

В 2012 г. награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов (Приказ Минобрнауки России от 9 апреля 2012 г. № 591/к-н).

В 2013 году в рамках договора о сотрудничестве с МБДОУ «Детский сад № 137 компенсирующего вида» г. Чебоксары на базе данного учреждения Васильевой Н.Н. были проведены семинары для педагогов: «Внедрение достижений фундаментальной науки в тифлопедагогическую практику», «Современные подходы к организации и содержанию медико-педагогической помощи в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения», «Психолого-педагогические основы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения».

МУСТАФИНА АННА РОБЕРТОВНА

Образование: Высшее. В 2001 году закончила «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», специальность «Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью».

Звание, должность: старший преподаватель кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии.

Публикации:

Статьи за последние 3 года

1.      Мустафина А.Р., Финогенова М.Е. Психофизиологическая готовность  как необходимое условие успешного обучения ребенка в школе // MateriӑlyIV mezinárodní vĕdecko-praktická conference«Vĕdaavznik– 2008/2009»  - Díl10. Historie. Politické vĕdy. Filosofie. Psychologie a socioligie: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o – 104 stran. - 2009. – С.87-94 (0,5 усл.п.л., тираж100 экз.)

2.      Мустафина А.Р., Финогенова М.Е. Особенности психофизиологической готовности детей к обучению в школе (на примере Чувашской Республики) // Культурологические проблемы образования в поликультурном регионе : сборник научных трудов /Чуавш.гос.пед.ун-т ; отв. Ред. Г.П. Захарова, О.В. Парфенова. – Чебоксары : Чуваш. Гос.пед. ун-т, 2009. -С. 197-206 (0,5 усл.п.л.)

3.      Мустафина А.Р. Содержание подготовки будущих педагогов-психологов к реализации работы по профилактике девиантного поведения //Учитель: вчера, сегодня, завтра: Материалы международной научно-практической конференции (24 – 25 июня 2010 г.). Ч. 2. Псков: ПГПУ, 2010. 292 c. (С.72-74)

4.      Мустафина А.Р., Портнова Е.В. Развитие социальной уверенности у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии // Ребенок в современном образовательном пространстве : Международный сборник студенческих научно-исследовательских работ / Шадр.гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2010. – 434 с. – С. 50-56.

5.      Мустафина А.Р. Исследование особенностей общения детей 6-7 лет со взрослыми // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2010. - №1 (65). – С. 111-116 (0,44 усл.п.л.) (ВАК)

6.      Мустафина А. Р. Содержание общения детей 6-7 лет со взрослыми // Культурологические проблемы образования в поликультурном регионе : сборник научных статей / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Г. П. Захарова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – 208 с. С. 162-168 (0.44 усл.п.л.)

7.       Использование метода проектов в развитии поисково-познавательной деятельности детей //Психологические основы дошкольного образования : учебное пособие / под ред. Э. А. Барановой, Н. Н. Васильевой, Г. П. Захаровой. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. – C.35-42

Учебно-методические пособия:

1.Мустафина, А. Р. Использование проективных рисуночных тестов в работе с детьми : учебно-методическое пособие / А. Р. Мустафина. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 30 с. (1,9 усл.п.л., тираж 30 экз.).

2.      Мустафина, А. Р. Педагогическая психология. Практикум: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2010. – 48с. (3,0 усл.п.л., тираж 30 экз.)

3.      Баранова, Э. А. Диагностика мотивации поисково-познавательной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте: подходы и методы / Э. А. Баранова, А. Р. Мустафина. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. – 116 с.

4.        Психологическая готовность ребенка к школе: диагностика и коррекция трудностей: учебно-методическое пособие / сост. Э.А. Баранова, А.Р. Мустафина, М. Е. Финогенова – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. – 113с.

Награды: награждена Почетной грамотой Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (Приказ №9-Н от 11.02.2008г.)

Научные интересы: формирование навыков учебного сотрудничества у младших школьников в поисково-исследовательской деятельности

Преподаваемые дисциплины: психодиагностика детей дошкольного и младшего школьного возраста, методы психологической коррекции, детская практическая психология, подготовка детей к школе.

 

 

ИЛЛАРИОНОВА ИННА ВАЛЕРЬЕВНА

 

 

старший преподаватель кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».

Образование:Высшее. В 2001 году закончила «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», специальность «Дошкольную педагогику и психологию с дополнительной специальностью», также прошла профессиональную переподготовку по программе «Психология».

 

 

 

 

Публикации:

Наименование работы,

 ее вид

Форма работы

Выходные данные

Объем в п.л.

Соавторы

1

2

3

4

5

6

 

а)  научные работы

1

К проблеме тревожности в дошкольном возрасте

Печатная

Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе /Под ред. Г.П. Захаровой, С.В.Велиевой.- Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я.Яковлева, 2006 – С.145-150.

0,4

 

2

К проблеме исследования семейной среды как фактора эмоционального благополучия

Печатная

Вестник ЧГПУ им. И.Я.Яковлева.- 2006 - №2 (8). – С.43-48

0,4

 

3

К вопросу исследования эмоционального благополучия ребенка в условиях семейного воспитания

Печатная

Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций : Мат-лы междунар.науч.-практ. конф. 29 ноября 2006г. /Ред.колл.:Е.А.Уваров, Н.В.Вязовова, И.В.Смолярчук; Федеральное агенство по образованию, Тамб.гос.ун-т им. Г.Р.Державина.- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2007 – С.187-191

0,3

 

4

Исследование особенностей проявления тревожности

у детей 4-5 и 5-6 лет.

Печатная

Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе /Под ред. Г.П. Захаровой, Н.Н. Васильевой. – Чебоксары, 2007.

0,3

 

5

Влияние социально-психологических особенностей семьи на появление тревожности у детей 5-6 лет.

Печатная

Комплексное сопровождение образования дошкольников /Под ред. Г.П. Захаровой, Н.Н. Васильевой. – Чебоксары, 2007.

 

Анисимова С.А.

6

Изучение особенностей развития внимания детей 6-7 лет с нарушениями слуха

Печатная

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями на этапе предшкольной подготовки /Под ред. Г.П. Захаровой, Н.Н. Васильевой. – Чебоксары, 2007.

 

Филиппова О.Ю.

7

Роль игры в процессе преодоления тревожности у детей дошкольного возраста

Печатная

Инновационный ресурс дошкольного образования в условиях глобализации: сб.науч.трудов / Чуваш.гос.пед.ун-т; отв.ред. Г.П.Захарова, О.В.Парфенова. – Чебоксары, 2008. – С.117-123.

0,4

 

8

К проблеме определения понятий «тревога» и «тревожность» в психологии

Печатная

Культурологические проблемы образования в поликультурном регионе: сб.науч.трудов / Чуваш.гос.пед.ун-т; отв.ред. Г.П.Захарова, О.В.Парфенова. – Чебоксары, 2008.

0,5

 

9

Групповая работа с родителями как условие коррекции тревожности детей

Печатная

Культурологические проблемы образования в поликультурном регионе: сб.науч.трудов / Чуваш.гос.пед.ун-т; отв.ред. Г.П.Захарова, О.В.Парфенова. – Чебоксары, 2009. – С.126-129.

0,3

 

10

Психологическая поддержка детей с тревожностью

Печатная

Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей / под ред. С.Максимовой. - №3 (39). – 2009. – С.63-71

0,8

 

11

Особенности проявления тревожности у детей 4-7 лет

Печатная

Вестник Вятского государственного гуманитарного университета № 2 (3). – Киров : ВятГГУ, 2009.

0,7

 

12

Пути и способы преодоления асоциального поведения у детей школьного возраста с нарушениями слуха

Печатная

Профилактика созависимого асоциального поведения у детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Чувашской Республики: сб.науч.трудов / Чуваш.гос.пед.ун-т; отв.ред. Г.П.Захарова, О.В.Парфенова. – Чебоксары, 2009. – С.18-23

0,3

Гридасова А.В.

13

Нарушение отношений с матерью как фактор возникновения тревожности в дошкольном возрасте

Печатная

Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы III Международной научно-практической конференции / редкол.: В. А. Кузьмищев, О.А. Мазур, Т.Н. Рябченко, А.А. Шатохин: в 6 томах.  – Невинномысск: НИЭУП, 2010. Том III: История. Политология. Психология. Философия. – С.246-248

0,3

 

14

Исследование проблемы  применения конкретных методов в работе с тревожными детьми

Печатная

Дошкольное образование в поликультурном регионе: научно-методический аспект: сборник научных статей / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Г. П. Захарова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010.

0,3

 

15

Врожденные механизмы появления тревожности в детском возрасте

Печатная

Культурологический подход в дошкольном образовании: психолого-педагогический аспект: сборник научных статей / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Г. П. Захарова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010.

0,3

 

16

Психологическая помощь семье с тревожным ребенком

Электронная

Материалы 4 научно-практической Интернет–конференции «Психология и семья», 15 февраля – 25 мая 2010 г. Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, кафедра возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова // www. psy–family. narod. ru или www. familypsychology. ru/conf/ Секция 9. Социально–психологическая помощь семье.

 

 

17

Семья и ее роль в социально-психологическом становлении ребенка

Электронная

Материалы 4 научно-практической Интернет–конференции «Психология и семья», 15 февраля – 25 мая 2010 г. Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, кафедра возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова // www. psy–family. narod. ru или www. familypsychology. ru/conf/ Секция 9. Социально–психологическая помощь семье.

 

 

18

К вопросу исследования тревожности в материнско-детских отношениях

Электронная

Всероссийская научно-практическая конференция: Семья XXI века: Теория и практика, г.Екатеринбург (12 мая 2010г.), материалы представлены на www.uspu.ru

 

 

19

Особенности тревожности у детей в разные возрастные периоды дошкольного детства в аспекте детско-родительских отношений и возможности ее коррекции

Электронная

Всероссийская научно-практическая конференция: Семья XXI века: Теория и практика, г.Екатеринбург (12 мая 2010г.), материалы представлены на www.uspu.ru

 

Секаева Е.В.

20

Детская тревожность и возможности ее коррекции

Печатная

Психолого-педагогические проблемы развития личности в образовательном пространстве высшей школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию кафедр общей педагогики и общей психологии, Нижний Новгород, 23 ноября 2010 г. / Под общей ред. Л.Е. Шапошниковой, В.В. Николиной, Т.Н. Князевой. – Н.Новгород: НГПУ, 2010.

0,25

 

21

Технологии  психологической работы с родителями тревожных детей

Печатная

Культурологические проблемы образования в поликультурном регионе : сб. науч. ст. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011.

0,25

 

22

Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Печатная

Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 3-1. С. 67-70.

0,25

 

23

Исследование проявлений тревожности у детей дошкольного возраста в аспекте детско-родительских отношений

Печатная

Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011. № 3-2. С. 100-107.

0,5

 

24

Основные подходы к пониманию причин возникновения тревожности

Печатная

Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы V Международной научно-практической конференции.  – Невинномысск: НИЭУП, 2012.

0,25

 

25

Программа психологической помощи
тревожному ребенку

Печатная

Культурологические проблемы образования в поликультурном регионе : сб. науч. ст. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012.

0,25

 

 

 

б) авторские свидетельства, дипломы, патенты, лицензии, информационные карты, алгоритмы, проекты – не имеется.

 

 

в) учебно-методические работы

 

1

2

3

4

5

6

26

Методы психологических исследований: Практикум

Печатная

Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я.Яковлева, 2005. – 96 с.

6,3

Баранова Э.А.

27

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Детская психология»

Печатная

Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я.Яковлева, 2006.- 86с.

5,4

Баранова Э.А.

28

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология: общая»

Печатная

Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я.Яковлева, 2006.- 46с.

2,9

 

29

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология: общая (специальности СП и СДПиП)»

Печатная

Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я.Яковлева, 2006.- 46с.

2,9

Андреева Л.В

30

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Тревожность в дошкольном возрасте (спецкурс)»

Печатная

Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я.Яковлева, 2008.- 23с.

1,7

 

31

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Тревожность в школьном возрасте (спецкурс)»

Печатная

Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я.Яковлева, 2009.- 54с.

3,4

 

32

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Педагогика и психология»

Печатная

Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я.Яковлева, 2009. – 34с.

2,1

Романова Т.В.

33

Хрестоматия «Особенности материнства в период перинатального и постнатального развития ребенка»

Печатная

Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я.Яковлева, 2010. – 210с.

13,1

Андреева Л.В.

34

Актуальные проблемы возрастной и специальной психологии: психолого-педагогический аспекты (монография)

Печатная

Актуальные проблемы возрастной и специальной психологии: психолого-педагогический аспекты / Э.А. Баранова и др. ; под ред. Э.А. Барановой. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. – 245 с.

 

15,3/2,5

Э.А. Баранова, С.В. Велиева,

Т.Ю. Гаврилова, М.Е. Финогенова

35

Психология материнства: спецкурс

Печатная

Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я.Яковлева, 2011.- 47с.

3,0

 

 

 

 

 

 

 

 

Награды:

Почетная грамота университета (март, 2010г.)

Научные интересы:

Изучение особенностей проявления тревожности у детей дошкольного возраста, выявление путей эффективной коррекции данного нарушения.

Разрабатываемая проблема:

Особенности ситуативно-личностной тревожности детей дошкольного возраста в аспекте детско-родительских отношений и возможности ее коррекции.

Преподаваемые дисциплины:

Психология общая, детская психология, психология материнства, психология семейных отношений, психология тревожности.

 

ЛУКИНА АННА ЮРЬЕВНА

Образование:Высшее. В 2001 году закончила «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», специальность «Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью».

Звание, должность

Старший преподаватель

Публикации, список трудов

Основные публикации:

Учебно-методические работы

Психокоррекционная работа с детьми  (учебно-методический комплекс по дисциплине) / Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т,  2006. – 19 с.

Методы психологической коррекции  (учебно-методический комплекс по дисциплине) / Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т,  2006. – 19 с.

Социология и психология управления. Спецкурс (учебно-методическое пособие)  / Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т,  2006. – 29 с.

Психология : социальная  (учебно-методический комплекс по дисциплине) /

Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т,  2006. – 39 с.

Психология : социальная  (учебно-методическое пособие)  / Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т,  2006. – 39 с.

Социология и психология управления  (учебно-методический комплекс по дисциплине) / Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т,  2006. – 29 с.

Психологическое консультирование (учебно-методический комплекс по дисциплине) / Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т,  2006. – 43 с.

Контрольные работы по социальной психологии (учебно-методическое пособие) / Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т,  2010. – 23 с.

Психология делового общения (учебно-методическое пособие) / Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т,  2011. – 86 с.

Социальная психология (учебно-методическое пособие) / Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. –    45 с.

Научные публикации

Влияние семьи на формирование самооценки дошкольников (статья) / Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе : сб. науч. тр. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. – С. 141–147

Роль семьи в формировании самооценки детей дошкольного возраста (статья) / Психология и семья : интернет-конференция / Белорусский гос. пед. ун-т   им. М. Танка, 2006 г., www.psy-family.narod.ru

К вопросу о семейных  конфликтах (статья) / Комплексное сопровождение образования дошкольников : сб. науч. тр. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – С. 142–147

Формирование адекватной самооценки у детей с ЗПР в игровой деятельности на этапе предшкольной подготовки (статья)  / Культурологические проблемы дошкольного образования в поликультурном регионе : сб. науч. тр. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – С. 165–171

К вопросу формирования самооценки детей дошкольного возраста (статья) / Культурологический подход в дошкольном образовании: психолого-педаго-гический аспект : сб. науч. тр. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. – С. 99– 107

К психологической характеристике конфликтных семей (статья) Семья XXIвека : Теория и практика // Мат-лы Всероссийской науч.-практ. конф. : г. Екатеринбург, 2010 г., www.uspu.ruОсобенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста в аспекте детско-родительских отношений (статья) / Культурологические проблемы образования в поликультурном регионе : сб. науч. статей – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – С. 132-137

Психологические особенности управленческой деятельности женщины-руководителя  / Совершенствование системы подготовки специалистов : сб. науч. трудов – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. – С. 111-116

Семья как фактор формирования самооценки детей дошкольного возраста (статья) / Культурологические  проблемы   образования  :  психолого-педагогическое сопровождение   формирования   личности   ребенка   в   условиях   семьи  и  образовательного  учреждения : сб.  науч.  статей – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. – С. 97-102

Научные интересы

Изучение формирования самооценки дошкольников в зависимости от особенностей семейных конфликтов и родительских установок.

Преподаваемые дисциплины

«Социальная психология», «Социология и психология управления», «Психология делового общения»

 

ГУЩИНА ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии.

Образование:

1994 – 1999 гг. Чувашский государственный педагогический университет им.И.Я. Яковлева, факультет иностранных языков. Получен диплом о высшем образовании. Присвоена квалификация – Учитель французского языка. Педагог-психолог

2010г. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Получено свидетельство о повышении квалификации. Программа – Управление государственными и муниципальными заказами.

2010 – 2011 гг. Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова. Получен диплом о профессиональной переподготовке. Программа – Государственное и муниципальное управление.

Преподаваемые дисциплины:

Психология (общая, возрастная, педагогическая, социальная),

Психолого-педагогическая диагностика (детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья),

Психоконсультирование

Психотерапия и психокоррекция

Научные интересы:

Формирование этнокультурных ценностей студентов в условиях поликультурной среды;

Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных технологий

список научных и учебно-методических трудов

Название работы

Выходные данные

Объем п/л

Соавторы

1

Некоторые особенности экологического сознания чувашского этноса

Вестник Чебоксарского филиала Московского государственного социального университета. - № 2. – Чебоксары, 2001.

0,25

Афанасьев И.Н.

2

Анализ социальных установок родителей в чувашских семьях

Психология в изменяющейся России. Материалы II съезда психологов Чувашии. – Чебоксары, 2002.

0,2

Афанасьев И.Н.

3

Психологические особенности адаптации человека в многонациональной среде

Этнос и личность: исторический путь, проблемы и перспективы развития. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – М.-Чебоксары: ЧФ МГОПУ имени М.А.Шолохова, 2003.

0,2

 

4

Симбирская чувашская учительская школа И.Я.Яковлева как многонациональная среда формирования личности педагога

И.Я.Яковлев и реализация его идей и наследия в современной многонациональной школе. Сборник научных трудов. – Чебоксары: ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, 2003.

0,15

 

5

Этнокультурная социализация как условие физического и психического оздоровления молодежи

Психолого-педагогические, медико-социальные аспекты здорового образа жизни. Сборник научных трудов. - М.-Чебоксары: ЧФ МГОПУ имени М.А.Шолохова, 2004.

0,4

 

6

Управление педагогической системой «школа». Учебное пособие.

Чебоксары: ЧФ МГОПУ имени М.А.Шолохова, 2004.

19,25

Вишневский В.А.

7

Влияние особенностей национальной культуры на успешность изучения иностранного языка

Вестник Чебоксарского филиала Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А.Шолохова. - № 1. – М.-Чебоксары, 2004.

0,5

 

8

Толерантность как фактор социализации личности в поликультурной среде

Психолого-педагогические аспекты межэтнической толерантности в социокультурном пространстве. Сборник научных трудов. - М.-Чебоксары: ЧФ МГОПУ имени М.А.Шолохова, 2004.

0,2

 

9

Этнокультурные особенности обучения иностранному языку

Проблемы этнолингводидактики в поликультурной среде. Материалы международной научно-практической конференции. – М.-Чебоксары: ЧГУ им.И.Н.Ульянова, 2004.

0,2

 

10

Этнокультурные ценности личности

Вестник Чебоксарского филиала Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А.Шолохова. - № 2. – М.-Чебоксары, 2005.

0,2

 

11

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов специальности «Иностранный язык»

Чебоксары: ЧФ МГОПУ имени М.А.Шолохова, 2006.

1,1

 

12

Методические рекомендации по выполнению дипломных работ для студентов специальности «Иностранный язык»

Чебоксары: ЧФ МГОПУ имени М.А.Шолохова, 2006.

1,5

 

13

Этнические факторы социализации личности. Программа спецкурса для студентов педагогических и гуманитарных вузов

Чебоксары: ЧФ МГОПУ имени М.А.Шолохова, 2006.

1,25

 

14

Особенности формирования у студентов этнокультурных ценностей. Монография.

Чебоксары: ЧФ МГОПУ имени М.А.Шолохова, 2006.

13,5

Петрова Т.Н.

15

Механизмы этнокультурной социализации личности

Какой педагог нам нужен? Сборник материалов научно-практической конференции преподавателей и студентов педагогического факультета МГГУ им.М.А.Шолохова. Москва. 2009

0,2

 

16

Ценности как фактор социализации личности

Вестник Чебоксарского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова. - № 6 – М.-Чебоксары, 2009.

0,25

 

17

Психологические особенности личности иммигрантов с разным сроком проживания в стране

Село: история, современность и перспективы развития. Сборник научных статей. М.-Чебоксары: ЧФ МГГУ имени М.А.Шолохова, 2010.

0,25

Гурьянова Н.А.

18

Здоровье как основополагающая ценность современного поколения

Здоровые дети – здоровая нация. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв.ред.Павлов И.В., Андреева Т.Н. Чебоксары: ЧГПУ, 2010

0,2

 

19

Влияние менталитета этноса на социализацию личности

Сборник научных трудов кафедры гуманитарных дисциплин Волжского филиала МАДИ. Чебоксары, 2010

0,3

 

20

Особенности ценностных ориентаций студентов

Вестник Чебоксарского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова. - № 7 – М.-Чебоксары, 2010.

0,2

 

21

Способы поведения и разрешения конфликтных ситуаций подростками

Социокультурная среда как фактор развития ребенка. Сборник научных трудов. Москва-Чебоксары, 2010 – 216 с.

0,7

 

22

Факторы социализации студенческой молодежи (на примере Чувашской Республики)

Концепция устойчивого развития общества: социально-экологические и экономические аспекты. Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием). Москва-Чебоксары, 2011-2012. – 271 с.

0,6

 

23

Стереотипы как один из механизмов социализации личности

Вестник Чебоксарского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова. - № 9 – М.-Чебоксары, 2012.

0,2

 

 

        ВИКТОРОВА ЕЛЕНА ИОАКИМОВА

11.04.1976, г. Чебоксары, Россия

Педагог-психолог по специальности «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)», ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», 2003 г.

Воспитатель для работы в логопедических группах дошкольных образовательных учреждений, Чебоксарский педагогический колледж Министерства Образования Чувашской Республики, 1998 г.

Ст. преподаватель кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии

Награды

Почетная грамота ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева»

Научные интересы

Детская вопросительность как форма познавательной активности детей дошкольного возраста при нормативном и дефицитарном вариантах развития.

 

БЫКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА  

Старший преподаватель кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии ФГБОУ ВПО "ЧГПУ им. И. Я. Яковлева".

Родилась 24.11.1978 г. в городе Москва.

Гражданство: Россия.

1996-2001 г.г.  - обучение на факультете дошкольной педагогики и психологии ЧГПУ им. И. Я. Яковлева по специальности "Дошкольная педагогика и психология".

1997-2000 г.г. - профессиональная переподготовка в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева по программе "Английский язык".

Январь 2007 г. - стажировка по кафедре педагогики и психологии ГХИ ННГАСУ на базе ЦПРР «Маленькая страна» по теме: «Проблемы организации предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста».

2009-2013 г.г. - обучение в заочной аспирантуре при кафедре возрастной, педагогической и специальной психологии ФГБОУ ВПО "ЧГПУ им. И. Я. Яковлева" по специальности 19.00.07 - "Педагогическая психология".

Награды: Почетная грамота ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (2010 г.).

Научные интересы: Особенности и условия развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Преподаваемые дисциплины: Возрастная психология, возрастная и педагогическая психология, история психологии.

Статьи в журналах ВАК:

-      Быкова, О. Н. К вопросу о развитии ребенка как субъекта мнемической деятельности / О. Н. Быкова// Глобальный научный потенциал.  – 2012.–  № 9 (18). – С. 191–194,

Быкова, О. Н. Теоретико-организационные подходы к разработке программы развития мнемической деятельности у детей 6-7 лет/ О. Н. Быкова// Перспективы науки. – Тамбов, 2013 №3(42). – С. 224–229.