Стартовал первый этап реализации внутривузовского гранта ЧГПУ им. И.Я. Яковлева по проблематике «Цифровизация логопедического образования». На факультет поступили первые эксклюзивные компьютерные тренды по развитию и коррекции нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста на сумму 60200 рублей (общая сумма гранта – 135 тыс. руб), позволяющие формировать у студентов способность использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии согласно с требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование». Расширяющееся медиаконвергентное пространство предлагает специалистам образовательных учреждений осваивать новые разнообразные технические устройства и интерактивные информационные среды. Включение высокотехнологичных информационных образовательных ресурсов в логопедические консультации, приводящиеся в рамках деятельности «Детской академии» университета, позволит не только успешнее решать задачи развития и коррекции детской речи, повысить учебную мотивацию воспитанников «Детской академии», но и расширить клиентуру, а также повысить имидж «Детской академии» для привлечения более широкой аудитории детей в возрасте от 4 до 7 лет. На цифровые носители инновационной аудитории установлена программа «Море Словесности» предназначена для логопедов общеобразовательных и речевых школ, частных центров, поликлиник, дошкольных организаций. Комплекс создан для дефектологов, учителей начальных классов и воспитателей. Море Словесности – это удобный профессиональный инструмент для специалистов, а также эффективный, разносторонний, интерактивный тренажер для развития навыков письменной речи и преодоления нарушений этого вида деятельности. Компьютерная методика, которая получила название «Море Словесности», позволяет работать с дисграфией четырех видов: дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (акустическая), аграмматическая дисграфия, оптическая дисграфия. Методика включает в себя: программное обеспечение «Море словесности», цифровая шариковая ручка, набор «Тактильный алфавит», клавиатура с наклейками русских букв, методический практикум в виде комикса. Также дети работают с печатным и рукописным текстом, самостоятельно вводят, записывают и редактируют текст, а также выбирают ответы из предложенных. У специалиста есть возможность планировать предстоящие занятия. В ходе работы с программой автоматически фиксируется результат выполнения упражнений, ведутся протоколы занятий, по которым легко, при необходимости составлять отчеты о проведенном курсе. Специально для проекта был разработан компьютерный рукописный шрифт: узнаваемый еще по советским канонам чистописания, и методически выверенный в части соединения букв. При наличии у ребенка смешанного вида дисграфии программа позволяет сделать индивидуальную подборку дидактического содержания занятий. Она также учитывает возможность быстро и оптимально подобрать учебно-тренировочный дидактический материал для детей, у которых нет выраженных нарушений письма, но которые нуждаются в исправлении некоторых конкретных затруднений в письменной деятельности, например, затруднений в дифференциации при написании каких-либо букв, в дифференциации морфем и т.п. Методика включает в себя уникальную разработку, основанную на использовании электронной ручки. Это специальная интеллектуальная ручка, внешне похожа на обычную. Ручка имеет такую же массу и форму. Она позволяет вручную писать на бумаге текст, при этом передает и сохраняет написанный текст на компьютер в программу «Море словесности». Уникальность заключается в том, что происходит автоматическое распознавание ошибок в написании букв и их элементов на компьютере после выполнения задания. В процессе письма цифровой шариковой ручкой текст передается на компьютер через устройство, закрепленное на краю бланка. Текст обрабатывается при помощи программы «Море Словесности» и сохраняется в карточке ученика.

Зам.декана по НиИР Т.Н. Семенова