На факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии кураторами и наставниками групп ведется воспитательная работа. Начиная с первого курса и до выпуска, кураторы и наставники сопровождают студентов в учебной и внеучебной деятельности в зависимости от этапов: проводят индивидуальные консультации, кураторские часы, принимают участие в различных мероприятиях факультетского, вузовского, республиканского, всероссийского и международного уровня.
Главной формой работы куратора со студентами является кураторский час. Темы кураторских часов могут быть плановыми и внеплановыми, основными и дополнительными, профессиональными, духовно-нравственными, воспитательными, в рамках деятельности факультета и образовательной организации.
За прошедший период куратором Кожановой Т.М. в учебной группе 3 «В» были проведены кураторские часы: «Профилактика коронавирусной инфекции», «Меры предосторожности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции», «Профилактика употребления ПАВ», «Созависимость», «Посещаемость занятий»; индивидуальные консультации.
На диагностическом этапе куратор знакомится с группой. В рамках адаптационно-социализирующего этапа деятельность куратора направлена на формирование и развитие коллектива в группе. Оказание помощи в личностном и профессиональном развитии осуществляется на психолого-педагогическом этапе. Важным этапом является и консультационный этап, который предполагает решение конкретной ситуации студентов.
Кураторская деятельность определяется функциями: информативная, организационная, коммуникативная, контролирующая и творческая.
В Положении о кураторе (наставнике) учебной группы в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, отмечены следующие основные задачи куратора (наставника):
1. Изучение и анализ социологических и психологических данных о студентах, их способностях и индивидуальных особенностях.
2. Планирование и реализация совместно со студенческим активом воспитательных мероприятий, формирование организаторских умений и навыков; развитие студенческого самоуправления.
3. Изучение и анализ социально-психологического климата в студенческой группе, создание атмосферы доверия, взаимопомощи и сотрудничества в учебной группе.
4. Определение сформированности ценностных ориентиров, представлений о выбранной профессии.
5. Создание условий для становления толерантной, поликультурной личности и формирования гражданского патриотизма.
6. Воспитание студентов как граждан высокой общей культуры, способных к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества и быстроменяющегося мира.
7. Поддержка талантливой молодежи, развитие научного и художественного творчества студентов.
8. Воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни; формирование способности быть хорошим семьянином и умения противостоять негативным социальным факторам.
9. Противодействие негативным социальным процессам в молодежной среде, профилактика проявлений асоциального поведения студентов.
В соответствии с задачами, кураторов можно условно разделить на несколько типов.
· Куратор-информатор – предполагает, что его единственной задачей является своевременная передача необходимой информации студентам (о расписании, о каких-либо мероприятиях и т.д.).
· Куратор-организатор – считает необходимым организовать жизнь группы с помощью каких-либо внеучебных мероприятий (вечера, походы в театр и т.д.).
· Куратор-психотерапевт – очень близко к сердцу принимает личные проблемы студентов, готов выслушивать их откровения, старается помочь советом.
· Куратор-родитель – берет на себя родительскую роль в отношении студентов. Он излишне их контролирует, нередко лишает инициативы.
· Куратор-приятель – заинтересован в том, чем живет студенческая группа, он старается принимать участие во многих групповых мероприятиях.
· Куратор-беззаботный студент – не считает необходимым выполнять какие-либо обязанности, нечетко представляет круг своих задач.
· Куратор-администратор – своей основной задачей видит информирование администрации о пропусках студентов, ведет учет посещаемости.
Кожанова Т.М.