15 ноября, во второй день III Всероссийского съезда дефектологов, проходившего в Московском Международном Доме музыки, состоялось пленарное заседание. С приветственным словом к участникам съезда обратились: заместитель министра просвещения РФ Синюгина Т.Ю., первый заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы Смолин О.Н., вице-президент РАО, академик РАО, доктор пед. наук, профессор Малофеев Н.Н., руководитель Федерального центра научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов – заместитель руководителя ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России Порохина Ж.В.

Интересным и актуальным было выступление Смолина О.Н.: были затронуты вопросы инклюзивного образования, относительно которого он привел меткое выражение Левицкой А.Ю. (советник Президента России) – «Наше образование оказалось брошенным с большой высоты без парашюта»; выдвинуты конкретные предложения по доработке «Стратегии развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года и перспективы ее реализации»; было высказано соображение о необходимости популяризации достижений лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в средствах массовой информации.

Малофеев Н.Н. обратил внимание на цифровизацию бытия детей, которая ведет к серьезным недостаткам в их развитии, к примеру, в раннем возрасте следствием цифровизации является уплощение эмоций, что в свою очередь, ведет к расстройствам аутистического спектра. Малофеев Н.Н. призвал к сохранению и приумножению достижений отечественной дефектологической школы Л.С. Выготского.

На заседании прозвучали также доклады Синюгиной Т.Ю., заместителя министра просвещения РФ «Государственная политика в сфере защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»; Соловьевой Т.А., и.о. директора ФГБНУ «ИКП РАО», доктора пед. наук «Стратегия развития науки и практики в сфере образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» и других выступающих.

В завершении пленарного заседания были предложены дополнения в резолюцию съезда относительно необходимости перехода подготовки дефектологов на 5-тилетний срок обучения и увеличения объема нагрузки на профессиональную подготовку до 1000 часов.

Работа второго дня съезда завершилась торжественным вручением ряду участников съезда наград «За личный вклад в развитие дефектологии» и «За верность профессии» и концертом, на котором прозвучали известные российские песни и Гимн дефектологов. 

Э. А. Баранова, Т.С. Гусева