Образовательный холдинг «Развивающее обучение» (Ассоциация специалистов Развивающего Обучения «МАРО», АНО ДПО Открытый институт «Развивающее образование», НП «Авторский Клуб») совместно с Московским городским педагогическим университетом с 18 по 20 декабря 2020 года провели XXVI научно-практическую конференцию на тему: «Учебная задача и учебное моделирование в развивающем обучении».

Программный комитет конференции состоял из ведущих ученых России И.М. Реморенко, Б.Д. Эльконин, А.Б. Воронцов, С.Н. Вачкова, В.А. Львовский, И.Б. Шиян.

В центре обсуждения на научно-практической конференции стоял вопрос о постановке учебных задач в современной школе и использования педагогами моделирования на уроках.

В рамках Конференции в научных докладах ведущих ученых и специалистов РО, в панельных дискуссиях, мастер-классах и тренингах активно обсуждалась проблематика подготовки современного учителя, возможности психологов, методистов, тренеров-технологов, тьюторов в построении индивидуальных и сетевых траекторий развития педагогов.

На пленарном заседании, в работе секций, мастерских и на мастер-классах активное участие приняла доцент кафедры возрастной, специальной и педагогической психологии С.В. Велиева.

Особенно интересным оказался формат онлайн-мастерских:

Мастерская с детьми и родителями«Учебное моделирование на уроках литературного чтения по учебникам Е.И. Матвеевой» Л. Иванова (Сетевой учитель, куратор ФС классов и школ РО, МАОУ «Гимназия №1», г. Кострома)

Мастерская развития цифровых навыков «Сервисы и инструменты моделирования» О. Сурова (Сетевой учитель, тьютор ФС классов и школ РО, г. Владивосток)

Мастерская про организацию смешанного обучения в школах и классах РО«Схемы и модели в учебной деятельности» Н. Трояновская (Заместитель директора по УВР Нижегородской авторской академической школы, кандидат пед. наук, сетевой методист РО), Е. Ломоносова (Сетевой учитель, учитель начальной школы НААШ, г. Н. Новгород)

Мастерская по обмену опытом «Сеть – место профессионального роста педагога, место возможностей» О. Рехлова (Учитель начальной школы, МБОУ Прогимназия №131, г. Красноярск, сетевой методист РО)

Мастерская-презентация «Модель работы сетевого методиста»

Н. Лихошерст (Тьютор ФС классов и школ РО, магистрант МГПУ, «Экспертиза и проектирование РО», г. Москва)

«Образовательное событие как адаптационный механизм перехода первоклассников в Сетевую школу РО» Л. Шаповалова (Администратор ФС классов школ РО, сетевой методист и педагог, куратор Сетевого семейного класса РО)

Мастерская-презентация«Мастерская как практика развития самостоятельности и успешности у младших школьников»М. Борейша, Т. Лукшиц (учителя начальной школы МБОУ Прогимназия №131, г. Красноярск)

Совместно с коллегами из разных городов участники мастерской «Проектирование и экспертиза РО» и мастер-классов анализировали видеопредставления образовательных событий, искали ответы на вопросы:

Сколько учебных задач должно быть в рамках одного предмета? Чем отличается технология проведения урока с учебным моделированием от других уроков развивающего обучения? Как может помочь цифровизация и сетевые технологии повысить эффективность постановки решения учебных задач в удаленном формате, в смешанном обучении?

В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова вся учебная деятельность в практическом отношении должна быть представлена в виде системы учебных задач. Эти задачи даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия – контрольные, предметные, вспомогательные, такие как анализ, схематизация, обобщение и другие.

Основное отличие учебной задачи от других заключается в том, как считал Д.Б. Эльконин, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. При ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, которые в последующем успешнее им решаются.

В.В. Давыдов определял процесс решения учебных задач как выполнение системы учебных действий (моделирование, контроль, оценка и др.), направленных на то, чтобы помочь учащимся выявить условия происхождения знаний и умений.

Учебное моделирование – компонент содержательного анализа объекта. Несомненным достоинством его является то, что данная технология позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Содержание и форма моделирования зависят от того, что именно моделируется, что является предметом моделирования на конкретном рассматриваемом этапе обучения.

Благодарим организаторов, модераторов, участников за интересное, вдохновляющее образовательное событие!

С.В. Велиева