21 декабря 2020 года доцент кафедры коррекционной педагогики Т.Н. Семенова приняла участие в вебинаре «Использование приемов мнемотехники на коррекционных и логопедических занятиях», организованном Институтом повышения квалификации и переподготовки «Дефектология Проф» г. Москва. Данная проблематика продиктована особенностями слухоречевой памяти детей с нарушениями речи – это низкий объем памяти, слабость удержания речевых сигналов, высокая тормозимость слухоречевых следов, прочности и точности запоминания, искажения структуры слов, низкий уровень развития произвольности и контроля слуховой памяти, нарушение узнавания слов, предъявляемых на слух, полное или частичное забывание фраз после интерферирующей деятельности. В педагогике мнемотехника имеет разные номинации: методика сенсорно-графических схем, предметно-схематическая модель, блок-квадрат, мнемоколлаж, схема составления рассказа. Выделяется несколько этапов запоминания в мнемотехнике: кодирование информации в зрительные образы: (метод представления слова образом, метод наводящих ассоциаций и метод сжатия информации), затем – запоминание как образование связи между элементами одного сообщения и далее – запоминание последовательности. С ней формируется четкая программа припоминания, позволяющая в будущем безошибочно воспроизводить последовательность запомнившейся информации. При этом используется метод ассоциативных связей, который заключается в том, что с его помощью разрозненный материал объединяется в единую искусственно созданную ассоциативную картину посредством мысленно формируемых образов. Мнемоквадрат – это работа над словом, мнемодорожка – уже простая схема, состоящая из двух и более квадратов. Мнемодорожки используются для ознакомления с окружающим миром, развития речи, для заучивания стихов, отгадывания и загадывание загадок.Видами работ с мнемотаблицами могут быть: заучивание текста по готовой цветной мнемотаблице, раскрашивание мнемотаблицы в соответствии с содержанием текста, дорисовывание недостающих элементов и символов с последующим заучиванием текста, восстановление нарушенного порядка рисунков-символов, составление мнемотаблицы из готовых рисунков символов, рисование символов, придуманных самостоятельно или с помощью логопеда. При использовании мнемоколлажа сначала необходимо связать все картинки между собой – таким образом идет отработка сюжетного метода запоминания, а затем установить логические и ассоциативные связки, отработать приемы запоминания предложенной информации.

Материалы вебинара расширят и обогатят содержание дисциплин «Логопедические технологии», «Теория и методика развития речи детей с ОВЗ» и будут использованы Т.Н. Семеновой при их преподавании.

Т.Н. Семенова