13 октября 2021 года на базе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Чебоксарский экономико-технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики состоялся семинар-тренинг «Стратегии совладающего поведения в экстремальных ситуациях», подготовленного в рамках научного проекта «Все в ЧГПУ!».

Наталья Ярабаева (руководитель – доц. С.В. Велиева) выступила в качестве спикера мероприятия, организованного для слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Профессиональная подготовка пожарных добровольных пожарных команд».

Ведущая ознакомила участников с особенностями психических состояний и поведения людей в чрезвычайных ситуациях, с острыми стрессовыми реакциями и их видами. Были рассмотрены экстремальные и трудные ситуации, особенности психических состояний участников ситуаций, способы совладания и техники оказания экстренной помощи.

Участники апробировали ряд упражнений, направленных на формирование приемов профилактики и преодоления индивидуальной, групповой и массовой паники, на овладение навыками безопасного поведения в действующей толпе, основными принципами и приемами самопомощи, когнитивными, эмоциональными, поведенческими технологиями и пр.).

Участники отметили, что этинавыки востребованы в самых различных жизненных ситуациях:

а) заставляющих человека находиться в состоянии длительного напряжения и в режиме хронической «перегрузки», на пределе своих функциональных возможностей;

б) резкого изменения жизненных условий при необходимости принять важные и ответственные решения;

в) связанных с повышенным риском и высоким уровнем опасности;

г) ситуациях межличностного конфликта;

д) ситуациях, в которых необходимо противостоять манипулятивному влиянию окружающих.

Для продуктивного поведения в таких ситуациях необходимо иметь хорошо развитые коммуникативные навыки и высокий уровень рефлексивных способностей (т.е. быть в состоянии осознавать собственные действия), умения произвольно регулировать свои эмоциональные состояния и поведенческие реакции.

С.В. Велиева