Обратной стороной научно-технического, социального, экономического прогресса является повышение риска возникновения и негативного воздействия опасности на жизнедеятельность человека и состояние окружающей среды. Именно поэтому повышение уровня безопасности является одной из наиболее актуальных задач на сегодня. Очевидно, что абсолютную безопасность создать невозможно, но минимизировать вероятность возникновения опасности – задача посильная, хотя и сложная, поскольку требует от людей, прежде всего, переосмысления и переоценки накопленного опыта и знаний с позиций современных достижений науки, необходимо коренное изменение мировосприятия человека. Для достижения этой цели требуется синергия знаний и опыта различных сфер деятельности, системный подход к анализу и решению вопросов безопасности человека.
В рамках проведения в 2018 году «Года культуры безопасности» МЧС России совместно с Минобрнауки России проведено открытое занятие – аналитический семинар-тренинг «Безопасность жизни и деятельности: вчера, сегодня, завтра» Велиевой С.В., доцентом кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии, кандидатом психологических наук совместно с Маловым Евгением Сергеевичем, инструктором штурмового отделения спецназа УФСИН по Чувашии, капитаном внутренней службы, мастером спорта по самбо.
Светлана Витальевна рассказала об основных принципах культуры безопасности, определила ключевые проблемы обеспечения безопасности и сохранения жизни и здоровья человека, о потенциальных опасностях, их источниках в образовательных организациях, способах преодоления состояний эмоционального, мотивационного, когнитивного и др. диссонанса; механизмы создания безопасной социокультурной среды неформального взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми, которая позволяет осознавать самоценность межличностной коммуникации в социальном пространстве и природной среде с в различных условиях и ситуациях осуществлять различные формы эффективного общения и взаимодействия.
Евгений Сергеевич предложил спектр практических решений, позволяющих организовать безопасность и защиту личного пространства жизнедеятельности. Студенты 3 курса направления Специальное дефектологическое образование, профилей «Специальная психология» и «Дошкольная дефектология» в ходе тренинга апробировали доступные и оперативные приемы самозащиты. Участники тренинга выявили свой уровень психосоциального стресса с помощью опросника Л. Ридера, определили собственную готовность к деятельности в социальной и природной среде, способность решать различные учебные и жизненные задачи, умение строить социальные отношения. Анализ характера и последствий воздействия опасностей на жизнь и здоровье человека, определение эффективных мер профилактики и действий в экстремальных ситуациях проводилось через решение различных ситуационных и кейс-задач.
Функциональная грамотность, в том числе в сфере безопасной жизнедеятельности является интегративным компонентом общей культуры личности, базовым образованием личности будущего профессионального психолога и педагога.