В рамках реализации проекта "Эдьютейнмент в мультисенсорной среде" на практических занятиях по дисциплине "Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями" (рук. - доцент Т. Н. Семенова) студенты в форме деловой игры провели коррекционно-логопедические занятия с использованием светового стола для рисования кварцевым песком. Можно рисовать пальчиками буквы, слоги и слова на светящейся панели стола в мельчайшем кварцевом песке. При этом используются различные техники рисования: ладонью, кулачком, ребром большого пальца, мизинцами, щепотью, одним пальцем, рисование по трафарету, одновременное ис-пользование нескольких пальцев, использование предметов.
Светодиодная нить с контроллером - это восьмиметровая гибкая трубка с цветными светодиодными лампочками внутри. Скорость движения света может регулироваться ручкой на контроллере, что обеспечивать различные эффекты. Данное оборудование абсолютно безопасно, ее можно сгибать и сворачивать во всех направлениях. Можно погрузить в сухой бассейн и тогда шарики будут подсвечиваться огоньками нити («купание в цвете»). С помощью «нити» на логопедических занятиях можно выкладывать на 
полу буквы и их элементы; геометрические фигуры, называя предметы, которые могут быть такой формы. 

Эдьютейнмент-приемы на световом столе: 

1. «Помоги зайцу замести следы». Цель: развитие диафрагмального дыхания. В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца. 

2. «Кто больше назовёт?» Цель: обогащение словаря прилагательных. Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку. 

3. «Ямка» Цель: развитие диафрагмального дыхания. Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке. 

4. Артикуляционные упражнения. 
-«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» . 
- «Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка. 
- «Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении. 
- «Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем веду-щей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку. 
- «Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому язы-ку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку. 

5. Упражнение «Необыкновенные следы». Цель: развитие мелкой моторики 
Проводится предварительная беседа о животных. 
— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок; 
— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности пес-ка, двигаясь в разных направлениях; 
— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой; 
— «Жучки » — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, ими-тируя движения насекомых. 
6. «Два замка». Цель: развитие фонематического восприятия. Под толстым слоем песка спрятаны картинки с дифференцируемыми звуками Р и Л ( карандаш, ракета, топор, лодка, мыло, пчела). Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы. 
7. «Горочка». Цель: автоматизация звука. Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку . Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее. 

8. «Совпадение». Цель: автоматизация звука Ш. Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку и т.д. Затем предлагаем ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой. 

9. «Я делал - я сделал». Цель: обогащение словаря. Глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю в песок – закапывал, лью – лил и т.д. 
10. «Подбери слово». Цель: совершенствование грамматического строя речи. Ребенок обнаруживает спрятанные в песке или плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое). 

11. "Нарисуй змею" . Цель: автоматизация звуков. Ребенку предлагается нарисовать рисунок на звук с – чайник; з- комар; ж-жук; р-трактор;л-лодка. 

12 «Графическое упражнение». Цель: развитие мелкой моторики. Выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик. 

13 «Что под песком?» Цель: развитие диафрагмального дыхания. Картинка засыпается тонким слоем песка, сдувая песок, ребенок открывает изображение 

14 «Чего не стало» . Цель: закрепление использования существительных в роди-тельном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед стирает 
часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что из-менилось в песочной картине.(цветок-нет одного лепестка; паук-нет 1 ножки; кошка-нет хвоста; лодка-нет паруса; ракета-нет окошка) 

15 «Исправь ошибку». Цель: определение правильного количества слогов в слове. Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску. 

16 «Дорисуй картинку и составь предложение» . Цель: развитие связной речи. Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение. Фраза проговаривается в момент действия.(Птичка-дерево; бабочка-цветок; дом-машина; гусе-ница-листок; утенок-камыш) 

17 «Сильный мотор». Цель: автоматизация звука «р». Произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука. 

18. «Нарисуй персонаж». Цель: развитие связной речи. Ребенку предлагается нарисовать персонажа из сказки и рассказать о нем. 

19. «Рисование дорожек». Цель: развитие графо-моторных навыков. Дети накладывают чистый лист на трафарет( дорожка, с двух сторон пчела-цветок, утенок-камыш, гусеница-листок), обводят фломастером, вне стола дорисовывают (наклеивают) предметы в конце и в начале дорожки. Затем составляют предложения: пчела долетела до цветка и т. п. 

20 «Подбери слово». Цель: согласование прилагательных с существительными в единственном(множественном) числе. Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке картинки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

Эдьютейнмент-приемы со светодиодной нитью: 

1. Игра «Дополни предложение». Цель: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Игровые правила: Нужно найти и сказать такое слово, чтобы полу-чилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово. 

Ход игры: Веревку кладут в форме круга посередине спортивного зала. В середине круга становится логопед. Логопед говорит детям несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, Мама купила …. (хлеб, молоко, печенье) то есть продукты. Дополняя предложение новыми словами, дети поочередно входят в круг к логопеду. 

Можно предложить следующий вариант игры: логопед стоит в середине круга, а дети должны назвать только одно слово, например, называем только школьные принадлежности, только продукты, или только одежду… 

2. Игра «Наоборот». Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления; приучает не обгонять и не отставать друг от друга. Игровое правило: называть слова, только противоположные по смыслу и двигаться дальше. 

Ход игры: Дети стоят друг за другом на небольшом расстоянии один от другого. Одной рукой они держатся за шнур. Шнур помогает им соблюдать между собой определенное расстояние. На конце шнура привязан колокольчик. Дети стоят и ждут указания логопеда. Логопед произносит слово, дети называют противоположное по смыслу этому слову, логопед одобряет и стоящий последним (кондуктор) дает звонок, после чего «трамвай» трогается на один шаг. Можно сделать 2–3 «трамвая», которые будут двигаться по очереди. Слова могут быть следующие: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево, далеко-близко, высоко-низко, дальше-ближе, черный-белый, большой-маленький … 

3. Игра «Скажи по - другому». Цель: учить детей подбирать синоним - слово, близкое по значению. Ход игры: Играющие образуют круг, держась руками за связан-ную веревку. Водящий, передвигаясь внутри круга в разных направлениях, старается неожиданно ударить кого-либо по руке. Играющие должны быстро отдергивать руки, избегая удара (но немедленно возвращать их в прежнее положение). Тот, кого водящий ударит по руке, называет слова, похожие на то слово, которое логопед назовет. Напри-мер: большой – огромный, крупный, громадный, гигантский. Красивый - пригожий, хо- 

роший, прекрасный, прелестный, чудесный. Мокрый – сырой, влажный. Затем становится на его место внутрь круга и игра продолжается. 



4. Игра «Слова только на эту букву». Цель: закреплять знания детей о букве и зву-ке, воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово. Игровые правила: называть слова только на ту букву, которая изображена с помощью веревки. При пра-вильном ответе – хлопать в ладоши, при неправильном не хлопать. Ход игры: Логопед объясняет детям, что с помощью веревки будет изображена буква, на которую будут придумывать слова. Например, буква «А» и детям необходимо называть слова только на этот звук: аист, азбука, автомобиль, арбуз, абрикос, альбом