В рамках реализации проекта "Эдьютейнмент в мультисенсорной среде" на практических занятиях по дисциплине "Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями" (рук. - доцент Т. Н. Семенова) студенты в форме деловой игры провели коррекционно-логопедические занятия с использованием «сухого душа» и "сухого бассейна". Сухой душ – это шатер из разноцветных шелковых лент, которые спускаются вниз, будто струи воды. Обычно детям приятно их перебирать в руках, сквозь ленты можно проходить, касаясь лицом и телом. При этом они видят свое отражение в пластиковом зеркале, которое служит основанием «сухого душа». Для развития сильного плавного ротового выдоха и укрепления губных мышц дети дуют на разноцветные «струи», при этом стимулируются тактильно-осязательные ощущения, совершенствуется восприятие пространства, осознание схемы собственного тела.
В логопедической работе с детьми, имеющими дизартрию и проявления детского церебрального паралича, эффективен сухой бассейн: игры в нем направлены преимуще-ственно на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие зрительно-пространственного гнозиса, внимания. Также они помогают закрепить знание цвета, формы, величины, активизируя лексический запас прилагательных. Мягкие большие емкости, наполненные множеством разноцветных пластмассовых шаров, способствуют развитию крупной и мелкой моторики, общей двигательной актив-ности, координации движений с речью, равновесия. В бассейне осуществляется тактиль-но-зрительная и сенсорно-проприоцептивная стимуляция – это развивает интеллект, ребенок учиться произвольно управлять своими движениями. Необходимость удерживать свое туловище на поверхности ускользающих «волн» сухого бассейна побуждает детей координировать моторику, развивая костно-мышечный аппарат. Дети с ДЦП и дизартрией испытывают большое удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» сухого бассейна, резвясь среди ярких шаров. Во время такого «плавания» дети получают общий лечебно-профилактический массаж без помощи массажиста. Погружаясь в сухой бассейн и перемещаясь в нем, дети непроизвольно принимают позу, соответствующую состоянию их мышечного тонуса. В зависимости от целей логопедических занятий в сухом бассейне можно достичь эффекта расслабления или, наоборот, повышения двигательной, речевой и эмоциональной активности. Шарики, касаясь тела ребенка, снижают гипертонус мышц либо тонизируют вялую, дряблую, паре-тичную мускулатуру. Таким образом, можно выделить несколько важных коррекционно-профилактических эффектов, создаваемых сухим бассейном – это массажный эффект, эффект погружения, эффект податливой и ускользающей опоры, сенсорный эффект, тренирующий эффект, закаливающий эффект, расслабляющий эффект. В работе логопеда сухой бассейн используется, например, для фиксации тела ребенка в пространстве и закреплении позы, удобной для постановки звуков: ребенок с ди-зартрией находится в положении полулежа, а логопед с помощью зондов осуществляет работу по механической постановке фонемы. Для развития диафрагмально-реберного типа дыхания ребенок располагается лежа в бассейне, на грудь набрасываются шарики, а он наблюдает, как опускаются и поднимаются шарики при выдохе и вдохе, контролируя правильность дыхания. Шарики могут быть средством наглядного моделирования для работы над звуко-буквенным анализом и синтезом: они используются как символы букв для составления слов. Интересны игры с шариками как сенсорными эталонами, при этом активизируется и расширяется сло-варь прилагательных, обозначающих цвет, форму, фактуру. Также в толщу шариков-волн можно спрятать небольшие игрушки или картинки в рамках отрабатываемых лек-сических тем или автоматизируемых звуков, которые дети ищут либо ориентируясь на определенный звук, либо на количество слогов и т.п. Эффективны игры с шариками и для развития математических представлений детей, при этом идет и активизация речи в процессе называния количества, множеств, при составлении и решении простейших арифметических вербальных задач. Эдьютейнмент-приемы в сухом бассейне всегда эмоционально окрашены. Играя, ребенок расходует много энергии, однако имеет возможность в любой момент откинуть-ся на спину, лечь и расслабиться.
 
 
Эдьютейнмент-приемы в сухом бассейне:
 
1.Игра «Собери...». Цель: развитие элементарных математических представле-ний. Ход игры: даём инструкцию детям: собери 10 красных шариков, собери 5 жёлтых шариков...
 
2.Игра «Сильные ножки». Цель: регуляция мышечного тонуса ног. Ход игры: дети сидят в бассейне, прислонившись спиной к бортику. По сигналу логопеда они от-талкивают от себя шары ногами.
 
3.Игра «Велосипед». Цель: темпо-ритмическая организация речи. Ход игры: лёжа на спине дети имитируют вращение педалей велосипеда. Вращать «педали» вело-сипеда по ритму музыки. (Музыка прилагается)
 
4.Игра «Строим горку». Цель: развитие связной речи. Ход игры: дети сидят в бас-сейне произвольно и руками строят горку из шаров. И проговаривают какой шар какого цвета она вкладывают в горку. Н-р: Я беру красный шар и кладу его на зелёный шар.
 
5.Игра «Поймай шарик». Цель: автоматизация звуко-слогового состава слова, формирование ловкости рук. Ход игры: подбросить шарик для сухого бассейна над головой хлопнув в ладоши ( можно добавить слог в нужным звуком), поймать его.
 
6.Игра «меткий стрелок». Цель: развитие умения бросать в намеченную цель. Ход игры: метание шаров в определённую цель
 
7 Игра «Прятки». Цель: развитие фонематического слуха. Ход игры: Дети стоят в бассейне, держатся руками за его бортики. Логопед называет буквы, слоги, слова и дети как только слышат заданный звук сводятся в бассейн.
 
8 Игра : «Спрячь зайку от волка». Цель: Постановка заданного звука. Форми-рование навыков метания. Дети произвольно сидят в бассейне (если дети старше 4-х лет, то стоят). Логопед кладёт в центр бассейна игрушку - зайца. Дети набрасывают на него шары, произнося правильно заданный звук.
 
9 Игра: « Дай шарик» . Цель: развитие зрительного восприятия цветов. Разви-тие понимания словесной инструкции.
 
Игра состоит из 3 этапов: 1. Сличение цветов. Взрослый показывает ребёнку шарик и просит: «Дай такой же» или «Дай шарик такого же цвета». 2. Выбор цвета по
 
вербальной инструкции: «Дай мне красный шарик». 3. Для говорящих детей. Педагог, показывая шарик, спрашивает: «Какого цвета этот шарик»
 
10 Игра: «Посчитаем шарики». Цель: развитие элементарных математических представлений. Развитие понимания словесной инструкции.
 
Показывая на шарики в бассейне, взрослый говорит: «Дети, посмотрите как много здесь шариков. Я возьму 1 шарик. Покажите, где 1 шарик? А где много шариков? Возьмите 1 шарик. Сколько ты взял?»
 
Логопедические эдьютейнмент-приемы с сухим душем:
 
1. «Незнайка». Цель: автоматизация заданного звука в начале / конце. Инструкция: Незнайка забыла все слова, которые начинаются/ заканчиваются на заданный звук. Давай поможем Незнайке вспомнить все эти слова. Для этого нам нужно придумать слово и на каждое придуманное слово взять в руки нитку, чтобы Незнайка за-помнила их.
 
2. «Посчитай ниточки». Цель: развитие умения согласовывать числительные с существительными. Инструкция: Заходи в сухой душ и посчитаем предметы, при этом собираем ни-точки в руку. (Можно использовать части тела. Например, одна рука, две руки, пять рук.)
 
3. «5 лент». Цель: учить детей составлять описательные рассказы, используя план-схему. Ребёнок заходит внутрь сухого душа и берет в руки любые 5 лент. Затем описыва-ет фрукт или овощ по следующей схеме: 
1) какой он по форме? 2) какого цвета? 3) какой у него вкус? 4) что из него можно сделать? 5) где растёт? При описании профессии можно использовать следующую схему: 
1) где работает? 2) какие инструменты нужны для работы? 3) что делает? Слова для справки: яблоко, огурец, картофель, апельсин, врач, строитель, повар, учитель.
 
4. «Играю с радугой». Цель: подобрать к имени прилагательному имена существительные. Ход игры: логопед показывает детям сухой душ. «Смотрите, какая наша радуга яркая, красочная и веселая. За-ходите в нее по одному и потрогайте ее цвета». Дети по одному (или вместе) заходят в сухой душ, перебирают цветные ленты; логопед просит назвать цвета лент и сказать, что бывает данного окраса.
 
5. «Спрячься». Цель: развитие фонематического восприятия. 1) Заходи в сухой душ, если услышишь звук [р].
[р], [л], [j], [р], [л,], [р,], [j], [р], [л], [р,], [л,], [р].
са, ра, вы, ры, мо, ро, фы, ры, ку, ру, пу
Ракета, сани, кошка, ромашка, робот, груша, кот, крыша, коза, вата, мороз, роза, игра.
 
2) Заходи в сухой душ, если услышишь звук [л].
[р], [л], [р,], [л,], [м,], [н,], [л], [м], [н], [р], [л,], [л], [н,], [л], [м,], [л,].
Ла, ло, во, ва, лы, ву, во, лу, кло, кво, кла, ква.
Класс, квас, лоск, воск, вата, латы, Ева, ела, водный, холодный.
 
3) Заходи в сухой душ, если услышишь звук [с].
л, м, д, с, т, к, п, с, л, с, р, д, с.
Ша, ла, са, су, та, сы, га, са, шу, лы, сы.
Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.
 
6. «Ветерок». Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Инструкция: Давай подуем на ленточки так, чтобы они полетели. Дует сильный ветер, дует слабый ветер, долго дует, порывами дует.